Текст
(1)Раз после уроков я увидела, что кое-кто из ребят не уходит: собрались вокруг парты Горюнова. (2)Толя вытащил шахматную доску и расставляет фигуры.
— (З)Кто из вас играет? — спросила я, подойдя ближе,
— (4)Я, — ответил Толя. — (5)И вот Саша и Глазков.
— (б)Можно мне попробовать? — спросила я.
(Т)Ребята переглянулись, и Толя, по обыкновению краснея, ответил:
— Пожалуйста, Марина Николаевна. (8)Вы с кем будете играть?
— (9)Хочешь, сыграем с тобой?
(10)Мы перенесли доску на мой стол, уселись друг против друга, ребята тесно окружили нас — и сражение началось. (И)Толя оказался серьёзным противником — толковым, расчётливым, осторожным. (12)Я играла немногим лучше его и неожиданно почувствовала, что волнуюсь. (13)Во-первых, мне казалось, что все симпатии на стороне Толи, все желают ему удачи, а это много значит — отношение окружающих! (14)Притом я вдруг поняла, что от исхода этой партии многое зависит, и решила, что мне просто необходимо выиграть.
(15)Сдвинув брови, плотно сжав губы, мой противник изучал доску. (16)Рядом стоял его приятель Саша, и на его лице отражалось всё, что происходило на поле боя. (17)Он так переживал каждый Толин ход, словно это его, а не Толю ожидали победа или поражение.
(18)Я не очень-то могла наблюдать за окружающими, но не заметить, как ведёт себя Боря Левин, было невозможно. (19)0н «болел» за того, кому изменяло счастье. (20)Он не столько радовался хорошим ходам, сколько огорчался, если кто-нибудь из нас делал неправильный, по его мнению, ход. (21)Стоило мне или Толе взяться за фигуру, как раздавалось полное отчаяния «Эх!»
— (22)Ты мешаешь, — сдержанно сказал наконец Толя. — (23)Раз не можешь смотреть спокойно, уходи.
(24)Боря присмирел.
(25)Через некоторое время я, сманеврировав своим чёрным конём, сняла Толиного слона. (26)Положение белых усложнялось. (27)Я посмотрела на серьёзное лицо Толи, на морщинку, залёгшую у него меж бровей, и сквозь невольный азарт игры вдруг подумала: «Зачем я так стараюсь выиграть? (28)Ведь он совсем ребёнок. (29)Он огорчится, а для меня проигрыш — не велика беда».
(30)Был мой ход, он, по-видимому, решал судьбу партии: вслед за слоном я могла заставить Толю пожертвовать ладьёй, и тогда… (31)Но я стала сосредоточенно разглядывать противоположный угол доски, словно обдумывая какую-то совсем новую комбинацию, и пошла пешкой, давая Толе возможность воспользоваться неожиданным преимуществом. (32)Но он посмотрел на меня с таким откровенным изумлением, что мне стало неловко, а присмиревшие было ребята зашевелились, и кто-то разочарованно прошептал: «Поддаётся…»
— (ЗЗ)Вы ошиблись, Марина Николаевна, — сказал Толя. — (34)Возьмите ход обратно.
— (35)Я сама виновата, впредь буду осторожнее, — возразила я, чувствуя, что тоже краснею.
(36)Но Толя не воспользовался моим великодушием, он не хотел победы, добытой по милости уступок и снисхождений. (37)Он сделал какой-то нейтральный ход, и тогда я пошла так, как собиралась прежде. (38)Белые сделали ещё несколько попыток защититься, но тщетно: через несколько ходов стало ясно, что положение их безнадёжное.
— (39)Мат! — хором сказали ребята.
(40)Толя поднял на меня тёмные глаза и вдруг расплылся в широчайшей улыбке. (41)Все шумно вздохнули, и начался обычный в таких случаях разговор: «А вот если бы Горюнов догадался…», «Если бы Марина Николаевна пошла той пешкой…»
(42)Я взглянула на часы: партия длилась сорок минут. (43)Если бы я разговаривала с Толей сорок минут подряд, узнала бы я о нём больше, чем сейчас? (44)Едва ли.
По Ф. А. Вигдоровой
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.Б. Голуб: «Имена прилагательные участвуют в создании психологического портрета героя».
Готовое сочинение 13.1
Известный лингвист Ирина Борисовна Голуб утверждала, что имена прилагательные участвуют в создании психологического портрета героя. Это высказывание я понимаю следующим образом: имена прилагательные часто выполняют в тексте функцию художественных определений – эпитетов и помогают передать внутреннее состояние персонажа в литературном произведении, раскрыть движения его души, смену чувств и настроений. Приведём доказательства из текста.
Во-первых, давая характеристику Толе Горюнову как своему серьёзному шахматному противнику, рассказчица употребляет прилагательные, выступающие в роли эпитетов. Толя Горюнов оказался «толковым, расчётливым, осторожным» противником (11). Эти прилагательные помогают создать психологический портрет мальчика в момент его игры в шахматы.
Во-вторых, в момент, когда ученик понимает, что учительница специально делает ошибочный ход, чтобы помочь ему одержать победу, автор использует прилагательное «откровенным» (изумлением) (32). Эпитет «откровенным» передаёт искреннее удивление ученика, который был поражён уступкой учителя, он не ожидал от Марины Николаевны подлога, того, что она станет поддаваться, так как надеялся на честную игру и справедливую победу.
И, наконец, в момент описания победы учительницы, когда мальчик с достоинством принимает своё поражение, автор использует имя прилагательное в превосходной степени «широчайшей»: «Толя поднял на меня тёмные глаза и вдруг расплылся в широчайшей улыбке.» (40). Эпитет помогает раскрыть такие психологические черты героя, как доброту, великодушие, благородство.
Таким образом, мы убедились в верности и справедливости высказывания И. Б. Голуб. Действительно, прилагательные, выступающие в роли эпитетов, передают внутреннее состояние литературных персонажей, участвуют в создании психологического портрета героя.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Если бы я разговаривала с Толей сорок минут подряд, узнала бы я о нём больше, чем сейчас? Едва ли».
Готовое сочинение 13.2
Настоящий педагог стремится узнать своих учеников, их характер, поэтому общения на уроке недостаточно, необходимо наблюдать за воспитанниками и во внеурочной обстановке. Финальная фраза текста подтверждает мысль о том, что общение с учеником Толей Горюновым в новой ситуации, в шахматной игре, помогло учительнице Марине Николаевне больше узнать о мальчике, чем она узнала бы на уроке. Найдём доказательства справедливости этой мысли в тексте.
Во-первых, когда Толя Горюнов увидел, что Марина Николаевна совершила ошибочный ход, он попросил её взять ход обратно, не желая воспользоваться великодушием учительницы. Ему не нужна была победа в игре, добытая «по милости уступок и снисхождений». Исходя из этой ситуации, педагог поняла, что её ученик обладает внутренним достоинством, гордостью, честностью и справедливостью (36).
Во-вторых, когда Толя понял, что проиграл, он не стал унывать и обижаться. Напротив, мальчик поднял на учительницу свои тёмные глаза и широко улыбнулся. Эта реакция ученика на своё поражение и на победу шахматного соперника говорит о его доброй и широкой душе, о его благородстве и великодушии. (36).
Таким образом, финальные фразы текста доказывают мысль о том, что общение учителя с учеником в неофициальной обстановке помогает педагогу наиболее полно и точно, широко и разносторонне понять характер своего воспитанника.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём может проявляться сила характера?» Дайте определение понятию СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Готовое сочинение 13.3
Сильный характер – это такие качества человека, как смелость, твёрдость, решительность, воля, способность не смиряться со своим положением, не поддаваться отчаянию, быть уверенным в благополучном исходе событий.
Сила характера проявляется в поступках, в отношении к окружающим. Человек, обладающий волей и силой духа, не поддастся слабости, не желает себе поблажек в преодолении жизненных преград, стремится в честном поединке одержать победу над противником, а своё поражение он принимает с достоинством.
Для доказательства этой мысли обратимся к тексту Ф. А. Вигдоровой. На мой взгляд, сильным характером обладает ученик Толя Горюнов. Когда мальчик, играя в шахматы с учительницей, заметил, что педагог специально совершила ошибку, чтобы дать преимущество в игре своему напарнику, он твёрдо заявил, что она должна исправить ошибку. Толя не желал воспользоваться великодушием учительницы, «не хотел победы, добытой по милости уступок и снисхождений». С достоинством принял мальчик и своё поражение в шахматной игре. Толя поднял на учительницу тёмные глаза и «вдруг расплылся в широчайшей улыбке». Всё это говорит о сильном характере мальчика, о его доброте и щедрости души.
Приведу пример из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. В ней раскрывается сильный характер советского лётчика Алексея Мересьева, особенно ярко проявившего силу воли в годы Великой Отечественной войны. Самолёт Мересьева был подбит в воздушном бою, пилот оказался на оккупированной фашистами территории и восемнадцать суток полз по снежной равнине, чтобы попасть к своим. В военном госпитале Алексею ампутировали ноги из-за начавшейся гангрены. Сила воли и духа героя была такова, что он ценой неимоверных усилий и тренировок добился возвращения в строй и снова стал летать на истребителе, участвовать в воздушных сражениях с немцами.
Таким образом, сила характера проявляется в том, что человек не пасует перед трудностями, преодолевает жизненные преграды и добивается своей цели, каких бы усилий ему это не стоило.