Сочинение
В жизни часто приходится встречаться с недостойным поведением людей. Наверное, каждый хоть 1 раз открыто или в душе осуждал другого, но задумывались ли вы о том, хватило ли бы вам мужества поступить иначе? Или ваше благородство остается лишь на словах? Именно проблему человеческого лицемерия и двуличия поднимает в данном тексте Антон Павлович Чехов.
Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор высмеивает лицемерие героя, используя прием контраста и противопоставляя мысли Иудина и его поступки. С одной стороны, герой размышляет о том, как легко можно бы было помочь людскому горю. Для этого, думает Иудин, богачи могли бы проявить щедрость, пригрев бедняков. Но по последующим диалогам между Поликарпом Семеновичем и его то ли слугой, то ли работником Семеном Иванычем мы понимаем, что сам Иудин не способен на добрый поступок. Не имея истинного сострадания к нищей матери больных детей, он отказывает ей в дополнительных двух рублях за старый костюм. Герой сам настолько же скуп, насколько и те люди, которых он осуждает.
Позиция автора не выражена открыто, но его отношение к данной проблеме легко читается между строк. Антон Павлович Чехов считает, что лицемеры достойны насмешки и презрения.
Нельзя не согласиться с позицией автора. Действительно, лицемеры – опасные люди, причем их двуличие опасно как для них самих, так и для их друзей и близких, быть может, обманутых маской таких людей, как Иудин, и не знающих, кто за ней стоит. Вероятно, никто и не захотел бы дружить с таким недобрым и подлым человеком, но двуличные люди не оставляют другим выбора, вводя их в заблуждение своим притворным благородством. Но наибольший вред лицемер приносит сам себе. Слишком часто надевая маску притворства, человек забывает о том, кто он есть на самом деле и каковы его истинные ценности. В этом случае человек прекращает быть целостной личностью и теряет способность адекватно воспринимать реальность. Моя позиция находит подтверждение в еще одном произведении Антона Павловича Чехова – «Палата No6». Главный герой повести – доктор Андрей Рагин – занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к земным страданиям. Он уверенно говорит о том, что нет никакой разницы между теплым уютным кабинетом и палатой No6. Но, когда судьба иронически забрасывает героя в эту самую палату к другим больным, которых не уважают, бьют и держат в нечеловеческих условиях, Рагин забывает о своей философии и, не выдерживая такой участи, умирает от апоплексического удара. В последние часы жизни доктор шокирован нежизнеспособностью своего мировоззрения и фальшивостью своих убеждений, что, на мой взгляд, подтверждает мою точку зрения о том, что лицемерие опасно и разрушительно для человека.
Проблема человеческого двуличия стоит перед всеми нами. Очень важно, чтобы каждый пытался искоренить в себе даже самые маленькие ростки лицемерия.