«Человек забывает свои обиды не раньше, чем отомстит за них» (А. Сент-Экзюпери)
Месть — это возмездие за причиненное зло, за душевную рану. Основным мотивом человека в этом случае является сильная обида, злость, ненависть. Эти чувства подогревают негативные мысли человека. Если же конфликт разрешается, то восстанавливается нравственное равновесие. Зачастую акт возмездия рассматривается как восстановление справедливости. Как заметил А. Сент-Экзюпери, «Человек забывает свои обиды не раньше, чем отомстит за них».
Мотивы обиды, защиты чести и возмездия лежат в основе сюжета повести А.С. Пушкина «Выстрел». Сюжет произведения — это история неоконченной дуэли между Сильвио и графом Б. Первый сначала кажется нам таинственной, демонической личностью, на совести которой «какая-нибудь несчастная жертва». Именно так характеризует его основной рассказчик. Затем герой сам рассказывает о себе, о своей дуэли с графом Б., и мы открываем в нем новые качества: болезненное самолюбие, ранимость, импульсивность, желание первенствовать любой ценой. Постепенно перед нами начинает вырисовываться образ злобного, отчаянно-смелого, мстительного человека, никогда не пасующего перед опасностью. Сильвио завидует красоте, уму, храбрости, знатности и богатству графа Б. и начинает ненавидеть последнего, видя в нем соперника. Однажды на балу они поссорились, граф дал ему пощечину. Итогом стала дуэль, на которой Сильвио сохранил жизнь своему противнику.
По прошествии шести лет многое изменилось в жизни героев. Граф Б. вышел в отставку, женился, поселился в своем имении. Жизнь теперь стала дорога ему. И тогда Сильвио явился, чтобы закончить дуэль.
Таким образом, в основе пушкинского сюжета мы видим мотив отложенной мести, как и в основе сюжета повести «Гедеон» А.А. Бестужева-Марлин- ского, где мститель неожиданно появляется в доме своего врага накануне свадьбы его сына. Точно так же Сильвио у Пушкина появляется в доме графа, когда тот наслаждается безмятежным супружеским счастьем, любовью. Однако он лишь унижает графа, заставляя его поволноваться и смалодушничать (граф снова сделал выстрел и попал в картину). И в конце концов Сильвио сохраняет ему жизнь, выстрелив в ту же самую картину и всадив свою пулю в пулю графа. Причем стрелял он почти не целясь. Тем самым он показал противнику: мог убить, но не убил. Вероятно, герой получил определенную моральную компенсацию в этой ситуации. Тема романтической мести присутствует и в повестях А.А. Бестужева-Марлинского «Замок Венден», «Изменник».
Однако, в этих произведениях мотив мести звучит патетически торжественно, мстительность героя Бестужев рассматривает в неразрывном единстве с мотивами непреодолимой любовной страсти, тайного преступ-ления, мук совести.
А.С. Пушкин же свободен от излишнего пафоса, взгляд его скорее скептический. Сильвио очень скоро выпадает из своего романтического амплуа, не являясь ни безупречно благородным рыцарем, ни абсолютным злодеем. В основе его конфликта с графом лежит поколебленное первенство. Как неоднократно отмечали литературоведы (Н.Я. Берковский), Сильвио недостает знатности и денег, и он должен компенсировать это своим поведением. Таким образом, характер героя представлен многогранно, сохранена реалистичность мотивировок всех происходящих событий. Мотив нанесенной обиды, отложенной мести, да и сам конфликт получают у А.С. Пушкина иное освещение, нежели в произведениях романтиков.
Таким образом, возмездие порой восстанавливает душевную гармонию, гасит обиды человека.