Что лежит в основе отношений родителей и детей в счастливой семье?
Какой должна быть семья? Что лежит в основе ее? Любовь, уважение, терпение и великодушие. К этой теме часто обращались русские писатели, например Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».
Попробуем рассмотреть в данном аспекте семью Ростовых, особенности «ростовской породы». Основные черты, объединяющие этих людей, — это простота, широта души, жизнь чувством. Ростовы не слишком интеллектуальны, не расчетливы, однако для Толстого отсутствие этих черт — не недостаток, а лишь одна из сторон жизни.
При этом герои великодушны, отзывчивы, открыты, по-русски гостеприимны. В их семье, кроме собственных детей, воспитывается Соня, племянница старого графа, с детства там живет Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны, приходящейся им дальней родственницей. В большом доме на Поварской всем хватает места, тепла, любви, здесь царит та особенная атмосфера, которая привлекает окружающих.
И создают ее сами люди. Глава семьи — старый граф Илья Андреевич. Это добродушный, чудаковатый барин, старшина английского клуба, страстный охотник, любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, у него близкие, доверительные отношения с детьми: он не препятствует желанию Пети пойти в армию, беспокоится о судьбе и здоровье Наташи после ее разрыва с Болконским. Илья Андреевич буквально спасает Николая, попавшего в неприятную историю с Долоховым.
Вместе с тем хозяйство Ростовых пущено на самотек, их обманывает управляющий, семья постепенно разоряется. Но исправить создавшееся положение старый граф не в состоянии — Илья Андреевич слишком доверчив, слабоволен и расточителен. Однако, как замечает В. Ермилов, именно эти качества героя выступают в «совершенно ином, новом смысле и значении» в большую, героическую эпоху1. В трудное военное время Илья Андреевич бросает свое имущество и отдает повозки для того, чтобы везти раненых. Здесь в романе звучит особый внутренний мотив, мотив «преображения действительности»: утрата материальных ценностей — это освобождение «от всех шифоньерок ветхого, злого, глупого, осточертевшего Толстому мира с его мертвенным и мертвящим эгоизмом, — то счастье освобождения, о котором мечтал для себя» и сам писатель2.
Поэтому автор симпатизирует этому персонажу, во многом оправдывает его. «...Прекраснейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь», — замечают знакомые после смерти старого графа.
Замечателен в романе и образ графини Ростовой, обладающей настоящим воспитательным даром. У нее тоже очень близкие, доверительные отношения с детьми: мать — первая советчица своих дочерей. «Держи я ее строго, запрещай я ей... бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет», — говорит она о влюбленной в Бориса Наташе.
Графиня великодушна, как и все Ростовы. Несмотря на тяжелое материальное положение своей семьи, она помогает своей давней подруге, княгине Анне Михайловне Друбецкой, достав деньги на обмундирование ее сына.
Та же теплота, любовь, взаимопонимание царят и в отношениях между детьми. Долгие задушевные разговоры в диванной — неотъемлемая часть этих отношений. Девочки в семье Ростовых подолгу откровенничают, оставшись наедине. Духовно близки и нежно привязаны друг к другу Николай и Наташа. Радуясь приезду брата, эта живая, порывистая девочка не помнит себя от восторга: она от души веселится, целует Денисова, открывает свои маленькие тайны.
Когда дети подрастают, в доме устанавливается особая, неуловимая атмосфера. «Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи... испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала сама молодежь дома Ростовых».
Именно этот семейный мир так дорог Николаю, именно он доставляет ему одно из «лучших наслаждений жизни». Об этом герое Толстой замечает: «даровитый и ограниченный». Ростов бесхитростен, прост, благороден, честен и прям, отзывчив и великодушен. Помня о былой дружбе с Друбецкими, Николай, не задумываясь, прощает им старый долг. Как и Наташа, он восприимчив к музыке, к романтической ситуации, к добру. Вместе с тем этот герой лишен творческого начала в жизни, интересы Ростова ограничены миром его семьи и помещичьим хозяйством. Мысли Пьера о новом направлении для всего мира не только непонятны Николаю, но и кажутся ему крамольными.
Душой семьи Ростовых является Наташа. Она открыта, поэтична и музыкальна. Она интуитивно чувствует суть людей и событий, живет не разумом, а чувствами. В финале она находит свое счастье в браке с Пьером Безуховым, становится хорошей женой и матерью.
В жизни Ростовых чувства и эмоции преобладают над волей и рассудком. Герои не слишком практичны и деловиты, но их жизненные ценности — великодушие, благородство, патриотизм, преклонение перед красотой — достойны уважения.
Таким образом, семья — это оплот духовности, самое важное в жизни каждого человека. Только здесь мы можем получить помощь и поддержку, подарить близким людям свою любовь.