Как Вы понимаете значение словосочетания ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь к природе?».
Сочинение 9.3 (15.3)
Любовь к природе – это умение видеть красоту даже в самом обыкновенном пейзаже. Не каждый человек способен на это. Но того, кто любит природу, можно назвать счастливым человеком, потому что он умеет радоваться самым простым вещам, окружающим его в мире природы. И, несомненно, достоин сожаления тот, кто лишён этого дара.
В тексте к девочке Саше приехала двоюродная сестра-ровесница Клава, которая с радостью согласилась на предложение Сашиного отца погулять за городом. Саша не очень была рада этой прогулке, считая, что ничего интересного там нет – «полынь да колючки». Но сестра возразила, подчеркнув, что там Волга рядом, ботанический сад, и всё красиво. Клава радовалась солнечному утру, зелёной душистой полянке, цветам, а Саша принялась за чтение книги, огорчив таким равнодушием к природе отца. Семён Петрович и Клава увидели редкое цветение голубой полыни, и им захотелось нарвать букет. Семён Петрович невольно любовался племянницей, лицо которой разгорелось, светилось от счастья, вызванного общением с природой. Увидев белоснежный яблоневый сад, Клава замерла от восторга, а Саша оставалась равнодушной. Красота природы открывается не каждому, а лишь тому, кто умеет находить с ней общий язык.
В книге К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона» рассказчик открыл для себя речные просторы Оки. Он пишет, что в Мещёрском крае нет ничего, кроме лесов, лугов и свежего воздуха, но эта неяркая на первый взгляд природа трогает его душу. С каким удовольствием он описывает Чёрное озеро и его особенную красоту, когда на чёрную гладь слетаются разноцветные осенние листья. Это очень красиво и вызывает восторг рассказчика.
Таким образом, любовь к природе связана с умением видеть красоту и радоваться ей. Такой человек обладает талантом эстетического чутья и испытывает счастье от общения с природой.
Исходный текст:
(1) В субботу к Саше приехала двоюродная сестра — ровесница Клава. (2) Вечер провели дома, а в воскресенье утром отец Саши предложил девочкам погулять за городом. (З)Клава с удовольствием согласилась, а Саша, выслушав сестру, поморщилась:
— Ну что мы, папа, там не видели? (4)Тоже мне флора — полынь да колючки!
— (5)А вот и нет! — возразила сестра. — (6)Там и Волга недалеко, и ботанический сад. (7)Там очень красиво!
(8)Утро было прозрачное, солнечное, яркое. (9)Невидимые жаворонки пели в вышине, жёлтые овсяночки порхали над низкими кустами. (10)Клава резвилась, как маленькая. (11)То скакала через бугорки, то находила зелёную душистую полянку и замирала, припадая к цветам, то запрокидывала голову и уверяла, что через голубое небо пробивается золотистый свет.
(12)Недалеко от кустарников лежали два больших камня. (13)Саша сдула с одного пыль и, усевшись на него, достала из сумочки книжку и принялась читать. (14)Отцу было неприятно равнодушие дочери, он предложил девочкам собирать цветы.
— (15)Ну какие же здесь, папа, цветы, — усмехнулась, подняв глаза от книги, Саша, — одна полынь.
— (16)А полынь-то в мае как раз цветёт, ты залюбуешься! — уговаривал отец.
(17) Но дочь, отвернувшись, продолжила чтение.
(18) Семён Петрович направился к племяннице. (19)Клава уже нарвала целый букет каких-то голубых и белых цветов и перебирала их, расположившись около ручейка. (20)Откуда тут взялся ручеёк, трудно было понять. (21)Видно, где-то пробился родничок и побежал по ложбинке. (22)И там, где он пробежал, трава росла самых разных зелёных оттенков. (23)Семён Петрович подумал, что никакая, даже самая искусная вышивальщица не сможет так подобрать эти зелёные оттенки, и сказал об этом племяннице. (24)Клава, услышав эти размышления, согласилась с ним и в свою очередь увлекла его за собой.
— (25)Что я нашла! (26)Сейчас покажу.
(27) Семён Петрович бежал за быстроногой племянницей, а она на бегу расписывала свою находку:
— Представляете, полынь — и вдруг цветёт голубым!
(28) Жёлтую и белую полынь Семён Петрович видел, а вот голубого цветения не встречал.
(29)Кустики были нежные, душистые. (30)Семён Петрович глянул на яркий букет племянницы, вдохнул свежий пряный запах, и ему захотелось собрать букет для жены. (31)Клава помогала ему, и он невольно залюбовался племянницей. (32)Худенькая, быстрая, она походила на овсяночку. (33)Лицо разгорелось, светилось радостью. (34)Она, как мотылёк, порхала от цветка к цветку.
(35)«Так радоваться можно только в юности», — подумал Семён Петрович и рассердился на свою красивую надменную Сашу за то, что она упускает счастливые мгновения юношеской поры.
— (Зб)Дядя Сеня, смотрите, а полынь растёт почти правильными кругами, как на клумбах. (37)Не верите? (38)Вот один круг, вот другой, третий...
(39)Сизо-зелёная молодая полынь отливала на солнце серебром и была мягкой и пушистой. (40)Она поднялась от земли и в высокой траве казалась дорогим ковром. (41)Клава отыскала в центре полынной клумбы старый кустик, который, видимо, и сеял семена, но так и не смогла понять, почему семена ложатся по кругу.
(42)Семён Петрович предложил девочкам пройтись к саду. (43)Саша нехотя согласилась. (44)Огромный сад, принадлежавший сельскохозяйственному институту, со всех четырёх сторон стеной ограждали пирамидальные тополя, на которых ютилось множество скворцов. (45)Клава первой прорвалась сквозь зелёный забор тополей и замерла в восторге, увидев белоснежный яблоневый сад. (46)Саша равнодушно окинула взглядом цветущие яблони. (47)Отцу стало горько.
(48)Вечером он говорил с женой. (49)Рассказал подробно о прогулке, особенно подчёркивая разное отношение девушек к природе и умение Клавы радоваться красоте степи, сада. (50)Мать представила свою видную красивую дочь рядом с худенькой невзрачной племянницей и улыбнулась:
— Ну что тебя встревожило, Сеня?
— (51 )Наша дочь сама себя лишает радости.
— (52)То есть как?
— (53)А вот как наша соседка Лина Аркадьевна. (54)Весь отпуск проплакала, потому что её муж не смог этим летом отложить дела, чтобы отвезти её к морю.
— (55)Ну, наша Сашенька везде побывает!
— (56)Конечно, побывает... (57)Во многих прекрасных уголках природы. (58)Но ведь ты понимаешь... (59)Красота природы открывается лишь тем, кто умеет находить с ней общий язык.
(По А.М. Грининой-Земсковой*)
* Антонина Михайловна Гринина-Земскова (1922-2000) — педагог, методист, писатель.