Как Вы понимаете значение слова СТОЙКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое стойкость?».
Сочинение 9.3 (15.3)
Стойкость – это положительное нравственное качество, заключающееся в твёрдости, непоколебимости характера, способности преодолевать трудности и быть верным своим моральным принципам, не отступая от них ни на шаг. Стойкий человек обладает непреклонным, несгибаемым характером, крепким духом.
В тексте рассказчица в греческом отеле объясняет молодой весёлой гречанке Афине смысл сказки Андерсена о стойком оловянном солдатике, у которого была только одна оловянная нога, потому что при отливке на него не хватило олова. Увидев у ворот игрушечного замка в детской комнате прелестную танцовщицу, стоявшую на одной ноге, солдатик распознал в ней родственницу по стойкости. Злой тролль насылает на героя Андерсена множество бед, но он всё выдерживает, стойко борется с судьбой. Маленький мальчик бросает солдатика в огонь, а ворвавшийся ветер уносит в огонь и танцовщицу. Но оловянное сердце солдатика не расплавилось в огне, потому что он был стойким, верным и преданным в своих чувствах.
В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» стойкой можно назвать Татьяну Ларину. В финале произведения она отказывает Онегину, хотя и любит его по-прежнему, так как стойко хранит верность своим нравственным принципам. Она замужем и не хочет строить своё счастье на несчастье мужа, которому дала клятву верности.
Таким образом, стойкость проявляется в непреклонности характера, в верности своим нравственным принципам, в способности преодолеть жизненные невзгоды.
Исходный текст:
(1) Около одного из домов на улице возле греческого отеля, где мы отдыхали, весь день сидели две древние старухи в платках, закрывающих лоб и подбородок. (2) Они смотрели через ободки платков, как в маленькие окошки, и, когда я проходила мимо них, я вспоминала каймановых черепах — тяжёлых, ороговелых. (3) Старухи сидели за столом, покрытым белоснежной скатертью, на столе — два стакана, кувшин воды и хлеб. (4)Одна из них, менее древняя, дочь первой старухи, радостно кивала, приветствуя мою годовалую дочку, и выносила из своих неведомых комнат красный апельсин или румяно-чёрные сливы. (5)Вторая старуха мрачно молчала, своим молчанием она словно укоряла первую, радостную.
(6) Они никогда не разговаривали друг с другом, но было понятно, что за каждой из них — длинная жизнь, красота, молодость, любовь, выращенные дети. (7)Жизнь длинная, трудная, сколько всего в ней было...
(8)А в отеле нас встречала Афина, молодая весёлая гречанка. (9)И сегодня, как всегда, она встретила меня искренней улыбкой.
— (10)Вы забыли книгу. — (И)И отдаёт мне сказки Андерсена, на обложке книги нарисован одинокий оловянный солдатик. — (12)Кто это?
— (13)Стойкий оловянный солдатик.
(14)Афина непонимающе смотрит на меня.
— (15)Стойкий — это непреклонный, несгибаемый, крепкий духом.
(16) Афина качает головой:
— Я не понимаю.
(17) Я открываю книгу, показываю ей иллюстрации к сказке.
— (18)У оловянного солдатика была только одна нога, так как его отливали последним и не хватило олова. (19)Но он не роптал на жизнь и стоял на одной ноге так же твёрдо, как другие на двух.
(20)У ворот игрушечного замка в детской комнате солдатик увидел прелестную танцовщицу, замершую в балетной позе с высоко поднятой вверх ногой. (21) Оловянный солдатик влюбился в неё мгновенно, он, видимо, распознал в ней родственницу по стойкости, но злой тролль, узнав об этой любви, насылает на солдатика разные беды. (22)Солдатик падает из окна детской комнаты, тонет в канаве, его глотает огромная рыба, он живёт у неё в брюхе в полной темноте много бесконечных дней и почти умирает. (23)Но случается чудо: пойманную рыбу с оловянным солдатиком внутри кухарка с рынка приносит в дом, где осталась танцовщица. (24)Так солдатик, полиняв от горя, но не проронив ни одной слезы, после всех мытарств возвращается домой и снова видит свою любимую. (25)Казалось бы, тут всем несчастьям должен наступить конец, но нет, оловянного солдатика ни с того ни с сего швыряет в камин маленький мальчик, а ворвавшийся в комнату ветер уносит к солдатику в огонь бумажную танцовщицу.
— (26)Это очень грустная сказка, — говорит Афина.
— (27)Да.
— (28)Он ничего не получил за такую плохую жизнь.
— (29)Он любил, и любовь, как свет, освещала всё то тёмное, что снаружи.
— (30)Но ведь они погибли.
— (31)Его сердце не расплавилось, — говорю я.
— (32)А почему он был стойким? — снова спрашивает Афина.
(33)Подошёл муж, и мы пошли к морю. (34)На море никого нет. (35)Только волны разбегаются и бьются о берег.
— (36)Он всё принимал, что было.
— (37)Кто? — спрашивает меня муж.
— (38)Оловянный солдатик.
(39)Мы смотрим на море. (40)Я думаю о каймановых черепахах. (41) Они живут сто пятьдесят лет, умеют дышать под водой и на суше, могут жить в ледяной воде, могут бегать по льду...
(42)В отель мы вернулись совсем поздно. (43)Старухи уже ушли со своего поста, вместо них на нас смотрели закрытые ставни окон, а на столе стояли стаканы и зажжённая свеча. (44)Ветер бесшумно играл оборками скатерти, и кругом царила тишина, она заполняла всё вокруг, как туман над горами. (45)Всё уснуло, словно умерло. (46)Только свеча стойко горела, не гасла, хотя её пламя металось от ветра.
(47)И оловянное сердце не расплавилось в огне...
(По Е.В. Златорунской*)
* Екатерина Васильевна Златорунекая (род. в 1982 г.) — российская писательница, прозаик.