«Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых...» (Л.Н. Толстой)
Детство — замечательная пора в человеческой жизни. Это время беззаботности, счастья, маленьких тайн и открытий. И на этом пути ребенка ждут и горькие минуты разочарований, и трепетные мгновения радости. В эту пору формируется характер, складываются привычки, определяется отношение к миру. Дети обладают чистой, открытой душой. Они интуитивно чувствуют ложь, подлость. Как заметил Л.Н. Толстой, «дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых».
Этот мотив звучит в повести А. Алексина «Раздел имущества». В этом произведении писатель поднимает проблему душевной черствости, отчуждения в семейных отношениях и чуткой детской души.
Главная героиня Вера была ребенком, имеющим родовую травму. Ее выходила и практически поставила на ноги бабушка Анисья. Ради внучки она пожертвовала личным счастьем, спокойствием, посвятила ей всю свою жизнь. Именно этот образ заключает в себе доброту, любовь, внутреннюю силу, мудрость, готовность прийти на помощь. Мама же Верочки — это воплощение практицизма, твердости, сильной воли, эгоизма. Она работала экологом, но «борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот». Маму называли «крепким специалистом». Она никогда не меняла своей точки зрения, а символом ее несгибаемости служила «золотистая коса». Отец Верочки был мягким, безвольным человеком, работал в музее экскурсоводом. С годами он «пригнулся», стал говорить вполголоса, во всем подчинялся жене. Родители снисходительно относились к дочери, считая ее больным ребенком. Бабушка же относилась к ней как к нормальному, полноценному человеку, и постепенно Верочка стала выздоравливать.
Верочка очень любила родителей. Но произошли события, которые заставили ее по-иному взглянуть на своих родных. Так, семья решила забрать к себе бабушкину сестру, тетю Маню, которая была больна. Верочка с бабушкой поехали в деревню, однако.они опоздали: ее уже похоронили. Некоторое время они оставались в деревне, жили там, не решаясь сообщить Софье Васильевне, матери Верочки, обо всем происшедшем. Но вот от Софьи Васильевны пришло письмо, в котором она просила бабушку не привозить к ним больную тетю Маню. И Верочка испытала сильнейшее разочарование: «Мама нанесла удар по моей вере в то, что люди за добро платят добром».
В дальнейшем противостояние матери и бабушки в повести усиливается. Героиня переходит учиться в нормальную школу, ей задают сочинение «Главный человек в моей жизни». И она посвящает его бабушке, которую зовет мамой Асей. Софья Васильевна ревнует свою дочь к свекрови, она не желает ни с кем делить любовь Верочки. В конце концов родители хотят разъехаться с бабушкой, затевают суды, происходит «раздел имущества». Именно в суде Верочка слышит слова о том, что «судиться с матерью — последнее дело». Точно так же считает и сама героиня Алексина. Она оставляет родителям записку, в которой обозначает себя частью имущества, той, которая «по закону отойдет бабушке».
Повесть заканчивается трагически. Бабушка уезжает в родную деревню умирать. Она не хочет мешать жизни сына и невестки, хотя и не мыслит своего существования без Верочки. Девочка же вновь тяжело заболевает, мы понимаем, что теперь она обречена на инвалидность1.
Таким образом, мы должны учиться сочувствию и состраданию, быть благодарными и чуткими. Дети обладают особой мудростью, помогающей им выбрать единственно верный путь.