Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
— (1) Ты не спеши, Алексей Алексеевич, но побей их основательно, — сказал на прощанье генерал полковнику Бакланову. — (2) Однако и не задерживайся здесь, а то мы далеко уйдём, не догонишь.
(3) Генерал уехал вперёд; полковник остался один возле своего блиндажа, устроенного в ягоднике, в окрестности старого немецкого городка. (4) В этом городке остался немецкий гарнизон, снабжённый мощными средствами огня и большим запасом продовольствия и боеприпасов. (5) Немецкому гарнизону был дан приказ держаться здесь без срока, пока не прибудет к нему помощь. (6) Полк Бакланова с приданным ему усилением — батальоном тяжёлой штурмовой пехоты, батальоном резерва и артиллерией всех калибров, в том числе и самоходной, — оставлен был на месте, чтобы блокировать этот немецкий городок и взять его, тогда как наши главные силы ушли вперёд преследовать противника.
(7) Было раннее утро. (8) Бакланов посмотрел в чужое пространство, на город, на дома, тесно умещённые на земле, подымающиеся по холму к центральной площади; в центре города ещё уцелели две готические башни и к ним была подвешена на траверзах электрическая высоковольтная магистраль. (9) «Вкуса у них нет, — подумал Бакланов, — и скучно нам здесь».
(10) Тоска по родине мучила теперь Бакланова. (11) Он любил русские избы, считая их самым лучшим архитектурным произведением; он любил плетни, полевые дороги во ржи, закаты солнца за далёким горизонтом в Орловской степи, он любил видеть жен-щин-крестьянок, стоящих за штурвалом комбайна, и ему нравился шум ветра в берёзовых рощах Подмосковья; он вспоминал теперь с грустной улыбкой и деловых сельских воробьёв, и белых бабочек над жёлтыми цветами лишь потому, что всё это существовало в России... (12) Здесь, в Германии, был иным и вид природы, и унылый порядок жилищ, аккуратных до бездушности, и сама земля здесь пахла не теплом жизни, но какой-то химией мёртвых веществ.
(13) Полковник услышал, как в его блиндаже позвонил телефон и ординарец Елисей Копцов сказал в трубку:
— (14) Алло, Земля слушает.
(15) Полковник пошёл в блиндаж, там его ожидала работа; система укреплений противника в осаждённом городе была ему неясна, о ней были известны лишь общие сведения по опыту истекших боёв. (16) Но Бакланов, как любой советский офицер, знал, что он имеет перед собой изобретательного, хитрого противника, творящего в отчаянном сопротивлении разнообразные системы обороны, и без достаточного изучения и разведки укреплений врага нельзя штурмовать город, чтобы не проливать в слепоте напрасно крови своих войск.
(17) Эта неизвестность общего инженерного и тактического принципа, по которому была построена вся система обороны немецкого города, тревожила Бакланова.
(18) Артиллерийский начальник сообщил Бакланову, что он ещё вчера вечером накрыл точным огнём шесть дотов в южной части города, помещавшихся в приспособленных зданиях, но утром артиллерийская разведка обнаружила, что из разрушенных дотов три снова ожили в руинах домов, а по соседству, в том же районе, возникли ещё пять свежих дотов. (19) Противник вёл себя здесь, как сказочный многоглавый дракон: ему размозжили огнём шесть голов, а к утру у него отросло восемь. (20) Это было неожиданно и смущало полковника Бакланова.
(21) Он ясно понимал, что вся тайна заключается, по-видимому, в той инженерной идее, по которой была сооружена оборонительная система города, но идея-то эта ему была ещё неизвестна; однако первоначально победа зарождается именно в истинной разведке тайны противника.
(По А. Платонову*)
* Андрей Платонович Платонов (1899—1951) — русский советский писатель, поэт, философ, публицист и драматург.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что тревожило полковника Бакланова?»
1) Противник был похож на многоглавого дракона.
2) О системе укреплений противника имелись общие сведения.
3) Бакланов имел перед собой изобретательного, хитрого противника.
4) Незнание системы обороны немецкого города.
Ответ: 4
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)Он вспоминал теперь с грустной улыбкой и деловых сельских воробьёв, и белых бабочек над жёлтыми цветами лишь потому, что всё это существовало в России.
2) Противник вёл себя здесь, как сказочный многоглавый дракон.
3) Полковник остался один возле своего блиндажа, устроенного в ягоднике, в окрестности старого немецкого городка.
4) Тоска по родине мучила теперь Бакланова.
Ответ: 1
4. Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
Ответ: прибудет
5. Из предложений 17-20 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
Ответ: ещё
6. Замените разговорное слово «размозжили» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: раздробили
7. Замените словосочетание «оборонительная система», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: система обороны
8. Выпишите грамматическую основу предложения 20.
Ответ: это было неожиданно смущало
9. Среди предложений 3-10 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 8
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Он ясно понимал, (1) что вся тайна заключается, (2) по-видимому, (3) в той инженерной идее, (4) по которой была сооружена оборонительная система города, (5) но идея-то эта ему была ещё неизвестна; (6) однако первоначально победа зарождается именно в истинной разведке тайны противника.
Ответ: 23
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 5
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Но Бакланов, (1) как любой советский офицер, (2) знал, (3) что он имеет перед собой изобретательного, (4) хитрого противника, (5) творящего в отчаянном сопротивлении разнообразные системы обороны, (6) и без достаточного изучения и разведки укреплений врага нельзя штурмовать город, (7) чтобы не проливать в слепоте напрасно крови своих войск.
Ответ: 37
13. Среди предложений 11-14 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 13
14. Среди предложений 15-20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: 19
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий:
15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1,15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К. Г. Паустовского: «Знаки препинания — это нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К. Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Первоначально победа зарождается именно в истинной разведке тайны противника». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как вы понимаете значение словосочетания «тоска по Родине»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое тоска по Родине?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Это продолжалось долго — так долго, что мне стало казаться, что это было всегда: старый доктор всегда сидел и писал, а я всегда смотрелась в зеркало над умывальником и строила рожи. Теперь, когда я стала худенькая и бледная после болезни, с этими скулами, большими глазами и косичками, которые в разные стороны торчали над ушами, у меня стали выходить великолепные рожи. Потом я посмотрела на доктора, на его согнутую спину. Что он пишет? О чём думает в эту минуту? Почему не хочет, чтобы я уходила? Как это странно, что я думаю об одном, а он — совершенно о другом! Я пришла, чтобы спросить о Мите, что случилось и зачем Агния Петровна собралась в Петроград. А он и не думает об этом. Он пишет «труд», и ему всё равно, чем заняты Агния Петровна, и моя мама, и Агаша, и Митя. Не знаю, как передать это чувство, но в ту минуту я впервые сознательно оценила ход чужой мысли, которая стремится вперёд, не обращая внимания на тысячи других маленьких мыслей, окружавших её со всех сторон.
Наконец доктор оставил своё писание. Он снял очки, и я увидела его круглые грустные глаза с ободком вокруг цветного колечка, как это бывает у очень старых людей.
— Вот слушайте, — сказал он.
Он сказал «слушайте», как будто перед ним был весь мир, а не одна-единственная худенькая девочка с косичками, которая не поняла ни слова из того, что он прочитал. Сперва эта девочка слушала внимательно, потом устала и снова начала коситься в зеркало, с трудом удерживаясь, чтобы не состроить ещё одну рожу. Потом выпрямилась, вспомнив, что нужно сидеть, не касаясь спинки стула.
А доктор всё читал. Глаза его сияли, красные пятна выступили на щеках, там, где борода переходила в мягкую, симпатичную шёрстку под глазами. Он спорил о чём-то и один раз, рассердившись, даже ударил кулаком по столу.
В другом месте он закинул голову и с детским торжеством взглянул на меня из-под очков. Улыбаясь, он два раза с расстановкой повторил какую-то фразу. Он лукаво прищуривался, закусывал бороду, поднимал брови и умолкал, как будто ожидая от меня возражений.
Через много лет среди его рукописей я нашла эту страницу. Я узнала её по кляксам и ещё по тому, что одна из клякс была чем-то похожа на кошку. Вот что старый доктор писал о задачах науки:
«Пытаться объяснить достоверные, но кажущиеся поразительными факты как следствие других, уже давно известных. Подорвать их необычайность. Рассеять видимость чудесного. Познакомить человечество с новыми и действительно чудесными явлениями, перед которыми бледнеют мнимые чудеса...»
Он замолчал и, совершенно забыв обо мне, стал переделывать какую-то фразу. Я посидела ещё немного и побежала к себе, потому что кто-то опять спросил Митю, и Агния Петровна разговаривала с пришедшим в передней, а из моей комнаты было слышно всё, что происходило там.
(В. Каверин)
444 слова
Информация о тексте для сжатого изложения
Микротемы
1. Когда человек делает какую-нибудь работу, он делает её для себя, а не для других людей.
2. Увлечённость важным делом заставляет человека забыть обо всём.
3. Познакомить человечество с новыми и действительно чудесными явлениями, перед которыми бледнеют мнимые чудеса, — вот истинная задача учёного.