Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) И опять Федот Евграфыч промашку дал: хотел немца половче перехватить, а тот выскользнуть умудрился и свой нож из ножен выхватил. (2) И так Васков этого ножа убоялся, столько сил и внимания ему отдал, что немец в конце концов оседлал его, сдавил ножищами и теперь тянулся и тянулся к горлу тусклым кинжальным жалом. (3) Покуда старшина ещё держал его руку, покуда оборонялся, но фриц-то сверху давил, всей тяжестью, и долго так продолжаться не могло. (4) Про это и комендант знал и немец — даром, что ли, глаза сузил да ртом щерился.
(5) И обмяк вдруг, как мешок, обмяк, и Федот Ев-графыч сперва не понял, не расслышал, по-видимому, первого-то удара. (6) А второй расслышал: глухой, как по гнилому стволу. (7) Кровью тёплой в лицо брызнуло, и немец стал запрокидываться, перекошенным ртом хватая воздух. (8) Старшина отбросил его, вырвал нож и коротко ударил в сердце.
(9) Только тогда оглянулся: боец Комелькова стояла перед ним, держа винтовку за ствол, как дубину. (10) И приклад той винтовки был в крови.
— (11) Молодец, Комелькова... — в три приёма сказал старшина. — (12) Благодарность тебе. объявляю.
(13) Хотел встать и не смог. (14) Так и сидел на земле, словно рыба, глотая воздух. (15) Только на того, первого, оглянулся: здоров был немец, как бык здоров. (16) Ещё дергался, ещё хрипел, ещё кровь толчками била из него. (17) А второй уже не шевелился: скорчился перед смертью да так и застыл. (18) Дело было сделано.
— (19) Ну вот, Женя, — тихо сказал Васков. — На двоих, значит, меньше их стало...
(20) Женька вдруг бросила винтовку и, согнувшись, пошла за кусты, шатаясь, как пьяная. (21) Упала там на колени: тошнило её, выворачивало, и она, всхлипывая, всё кого-то звала — маму, что ли.
(22) Старшина встал. (23) Колени ещё дрожали, и сосало под ложечкой, но время терять было уже опасно. (24) Он не трогал Комелькову, не окликал, по себе зная, что первая рукопашная всегда ломает человека, преступая через естественный, как жизнь, закон «не убий». (25) Тут привыкнуть надо, душой зачерстветь, и не такие бойцы, как Евгения, а здоровенные мужики тяжко и мучительно страдали, пока на новый лад перекраивалась их совесть. (26) А тут ведь женщина по живой голове прикладом била, баба, мать будущая, в которой самой природой ненависть к убийству заложена.
(27) И это тоже Федот Евграфыч немцам в строку вписал, потому что преступили они законы человеческие и тем самым сами вне всяких законов оказались.
(28) И потому только гадливость он испытывал, обыскивая ещё тёплые тела, только гадливость: будто падаль ворочал.
(29) И нашёл то, что искал, — в кармане у рослого, что только-только богу душу отдал, хрипеть перестав, — кисет. (30) Его, личный, старшины Васко-ва, кисет с вышивкой поверх: «Дорогому защитнику Родины». (31) Сжал в кулаке, стиснул: не донесла Соня. (32) Отшвырнул сапогом волосатую руку, путь его перекрестившую, подошёл к Женьке. (33) Она всё ещё на коленях в кустах стояла, давясь и всхлипывая.
— (34) Уйдите... — сказала.
(35) А он ладонь сжатую к лицу её поднёс и растопырил, кисет показывая. (36) Женька сразу голову подняла: узнала.
— (37) Вставай, Женя.
(38) Помог встать. (39) Назад было повёл, на полянку, а Женька шаг сделала, остановилась и головой затрясла.
— (40) Брось, — сказал он. — (41) Попереживала, и будет. (42) Тут одно понять надо: не люди это. (43) Не люди, товарищ боец, не человеки, не звери даже — фашисты. (44) Вот и гляди соответственно.
(45) Но глядеть Женька не могла, и тут Федот Евгра-фыч не настаивал. (46) Забрал автоматы, обоймы запасные, хотел фляги взять, да покосился на Комелькову и раздумал. (47) Шут с ними: прибыток не велик, а ей всё легче, меньше напоминаний.
(По Б. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924-2013) — русский писатель, лауреат Государственной премии СССР (1975).
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старшина объявил Комельковой благодарность?»
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
1) Федот Евграфыч дал промашку: хотел немца половче перехватить, а тот выскользнуть умудрился и свой нож из ножен выхватил.
2) Старшина ещё оборонялся, но долго так продолжаться не могло.
3) Старшина сначала ничего не понял: он не расслышал первого удара.
4) Комелькова стволом винтовки ударила немца по голове.
Ответ: 4
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является градация.
1) И так Васков этого ножа убоялся, столько сил и внимания ему отдал, что немец в конце концов оседлал его, сдавил ножищами и теперь тянулся и тянулся к горлу тусклым кинжальным жалом.
2) Старшина отбросил его, вырвал нож и коротко ударил в сердце.
3)Так и сидел Васков на земле, словно рыба, глотая воздух.
4) Глядеть Женька не могла, и тут Федот Евграфыч не настаивал.
Ответ: 1
4. Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется значением родства.
Ответ: продолжаться
5. Из предложений 1-8 выпишите слово, в котором суффикс служит для образования сравнительной степени наречия.
Ответ: половче
6. Замените слово «кисет» в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: мешочек
7. Замените словосочетание «кинжальное жало», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: жало кинжала
8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
Ответ: отшвырнул, подошел
9. Среди предложений 11-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 15
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И обмяк вдруг, (1) как мешок, (2) обмяк, (3) и Федот Евграфыч сперва не понял, (4) не расслышал, (5) по-видимому, (6) первого-то удара.
Ответ: 56
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 2
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Покуда старшина ещё держал его руку, (1) покуда оборонялся, (2) но фриц-то сверху давил, (3) всей тяжестью, (4) и долго так продолжаться не могло.
Ответ: 24
13. Среди предложений 27-33 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 29
14. Среди предложений 22-26 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 27
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1,15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Ф. И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Первая рукопашная всегда ломает человека, преступая через естественный, как жизнь, закон “не убий”».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как вы понимаете значение фразы «зачерстветь душой»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит для вас чёрствость души человека?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Французы называют литературу выражением общества; это определение не ново: оно давно нам знакомо. Но справедливо ли оно? Это другой вопрос. Если под словом «общество» должно разуметь избранный круг образованнейших людей, тогда это определение будет иметь своё значение, свой глубокий смысл, но только у одних французов.
Каждый народ выражает собою какую-нибудь одну сторону жизни человечества. Так, немцы завладели областью умозрения и анализа, англичане отличаются практическою деятельностью, итальянцы художественным направлением.
Немец всё подводит под общий взгляд, всё выводит из одного начала; англичанин переплывает моря, прокладывает дороги, проводит каналы, торгует со всем светом, заводит колонии и во всём опирается на опыт, на расчёт; жизнь итальянца прежних времён была любовь и творчество, творчество и любовь. Направление французов есть жизнь, жизнь практическая, кипучая, беспокойная, вечно движущаяся. Немец творит мысль, открывает новую истину; француз ею пользуется, проживает, издерживает её, так сказать.
Немцы обогащают человечество идеями; англичане изобретениями, служащими к удобствам жизни;
французы дают нам законы моды, предписывают правила обхождения, вежливости, хорошего тона. Жизнь француза есть жизнь общественная, паркетная; и на этом паркете он блистает блеском своего ума, познаний, талантов, остроумия, образованности. Для французов бал, собрание — то же, что для греков была площадь или олимпийские игры: это битва, турнир, где вместо оружия сражаются умом, остротою, образованностью, просвещением, где много ломается копий, много выигрывается и проигрывается. Вот отчего ни один народ не может сравниться с французами в этой обходительности, в этой изящной ловкости и любезности.
Их литература всегда была верным отражением, зеркалом общества, всегда шла с ним рука об руку, забывая о массе народа, ибо их общество есть высочайшее проявление их народного духа, их народной жизни. Для французских писателей общество есть школа, в которой они учатся языку, заимствуют образ мыслей, которые они изображают в своих творениях.
Совсем не так у других народов. В Германии, например, не тот учён, кто богат или вхож в лучшие дома и блистательнейшие общества; напротив, гений Германии любит чердаки бедняков, скромные углы студентов, убогие жилища пасторов. Там всё пишет или читает, там публика считается миллионами, а писатели тысячами; словом: там литература есть выражение не общества, но народа.
Итак, литература непременно должна быть выражением — символом внутренней жизни народа. Впрочем, это совсем не есть её определение, но одно из необходимейших её принадлежностей и условий.
(По В. Белинскому)
320 слов
Информация о тексте для сжатого изложения
Микротемы
1. Для французов литература — это выражение общества, но не народа.
2. У каждого народа есть своё направление жизни: для немцев — это анализ и идея; для англичан — расчёт, торговля и опыт; для итальянцев — любовь и творчество, для французов — умение и желание блистать образованностью и остроумием.
3. В отличие от французской, литература Германии является отражением не общества, а народа. Предназначение литературы есть выражение внутренней жизни народа.