Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) Положение русских актёров жалко. (2) Перед ними трепещет и кипит свежее народонаселение, а им дают лица, которых они и в глаза не видали и которые не вызывают у нас ни эмоций, ни чувств. (3) Что им делать с этими странными героями, которые ни французы, ни немцы, но какие-то взбалмошные людишки, не имеющие решительно никакой определённой страсти и резкой физиономии? (4) Где выказаться? (5) На чём развиться таланту? (6) Ради бога, дайте нам больше русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! (7) На сцену их, на смех всем!
(8) Смех — великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц...
(9) Мы так пригляделись к французским бесцветным пьесам, что нам уже боязливо видеть своё. (10) Если нам представят какой-нибудь живой характер, то мы уже думаем: не личность ли это? (11) Потому что представляемое лицо совсем не похоже на какого-нибудь пейзана, театрального тирана, рифмоплёта, судью и тому подобные обношенные лица, которых таскают беззубые авторы в свои пьесы, как таскают на сцену вечных фигурантов, отплясывающих пред зрителями с тою же улыбкою своё лихо вытверженное в продолжение сорока лет па. (12) Если, например, сказать, что в одном городе один надворный советник нетрезвого поведения, то все надворные советники обидятся, а иной, совершенно другой советник даже скажет: «Как же это? у меня есть родственник надворный советник, прекрасный человек! (13) Как же можно сказать, что есть надворный советник нетрезвого поведения?!» (14) Как будто один может порочить всё сословие! (15) И такая раздражительность у нас решительно распространена на все классы. (16) Нужны ли примеры? (17) Вспомните «Ревизора».
(18) Досадно. (19) Право, пора знать уже, что одно только верное изображение характеров не в общих вытверженных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», — только такое изображение приносит существенную пользу. (20) Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство...
(По Н. Гоголю*)
* Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — русский прозаик, драматург и критик. Автор сборника произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», романа «Мёртвые души», пьесы «Ревизор».
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего людям нужен театр?»
1) Театр для народа является источником моральноэтических ценностей.
2) Театр поражает изображением характеров, живостью и насущностью проблем.
3) Смех помогает человеку бороться с негативными явлениями в обществе.
4) Актёры в России, как правило, влачат жалкое существование.
Ответ: 1
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является градация.
1) Смех — великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц.
2) Представляемое нам лицо совсем не похоже на какого-нибудь пейзана, театрального тирана, рифмоплёта, судью и тому подобные обношенные лица, которых таскают беззубые авторы в свои пьесы.
3) Если, например, сказать, что в одном городе один надворный советник нетрезвого поведения, то все надворные советники обидятся, оскорбятся, вознегодуют, а иной, совершенно другой советник даже скажет: «Как же это? у меня есть родственник надворный советник, прекрасный человек! Как же можно сказать, что есть надворный советник нетрезвого поведения?!»
4) При громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок.
Ответ: 3
4. Из предложений 10-17 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от лексического значения слова.
Ответ: продолжение
5. Из предложений 1-10 выпишите слово с суффиксом с эмоционально-экспрессивной окраской.
Ответ: людишки
6. Замените слово «плут» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: хитрец
7. Выпишите из предложений 12-17 словосочетание со связью примыкание.
Ответ: решительно распространена
8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Ответ: положение жалко
9. Среди предложений 13-20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 20
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Право, (1) пора знать уже, (2) что одно только верное изображение характеров не в общих вытверженных чертах, (3) но в их национально вылившейся форме, (4) поражающей нас живостью, (5) так что мы говорим: «Да это, (6) кажется, (7) знакомый человек», (8) — только такое изображение приносит существенную пользу.
Ответ: 167
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 6
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Из театра мы сделали игрушку в роде тех побрякушек, (1) которыми заманивают детей, (2) позабывши, (3) что это такая кафедра, (4) с которой читается разом целой толпе живой урок, (5) где, (6) при торжественном блеске освещения, (7) при громе музыки, (8) при единодушном смехе, (9) показывается знакомый, (10) прячущийся порок и, (11) при тайном голосе всеобщего участия, (12) выставляется знакомое, (13) робко скрывающееся возвышенное чувство.
Ответ: 1345
13. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 2
14. Среди предложений 13-20 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 20
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1,15.2 или 15.3.
15.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнить его главную функцию — функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А. А. Реформатского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Насчёт мамань он напрасно сказал, совсем напрасно. И рассердился поэтому ужасно: ведь всерьёз же всё будет, не на стрельбище!».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как вы понимаете значение слов «предназначение женщины»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «В чём вы видите предназначение женщины?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Говорить о Паницком-художнике можно только опираясь на понимание как его творческого, так и духовного становления, находящихся в том нерасторжимом единстве, когда музыка — не профессия или специальность, а сама жизнь.
Родился И. Я. Паницкий 14 января 1906 года в селе Балаково Самарской губернии (впоследствии — город Балаково Саратовской области). Через несколько дней во время крещения в церкви его простудили и вскоре семью постигло несчастье — в результате неумелого лечения в земской больнице ребёнок полностью и безвозвратно лишился зрения...
Необычайно впечатлительный от рождения, он радостно вслушивается в звучание жизни. Слух становится для него главным средством познания. Все звучащие предметы рождают у него свои собственные представления, каждая подаренная родителями игрушка вызывает яркие образные ассоциации, оставляя в сознании глубокий след. То, мимо чего другие проходили, не замечая и не задумываясь, вызывало у мальчика массу вопросов, мыслей и чувств.
Способности и любовь к музыке заявили о себе в самом раннем детстве, как это обычно и бывает в жизни больших музыкантов. В трёхлетнем возрасте он уже напевал многие понравившиеся мелодии, которые слышались в наигрышах пастушьего рожка, доносились из соседнего дома, где жили два профессиональных музыканта — скрипач и баритонист местного духового оркестра. Навсегда запомнились песни, которые пела мать, простая русская женщина с чуткой и музыкальной душой.
Все, кому приходилось общаться с одарённым мальчиком, обращали внимание на его необычайно развитый слух, природную музыкальность и исключительный интерес ко всем звуковым проявлениям окружающей жизни. По совету друзей отец купил ему простенькую семиклавишную гармонику, которая стала маленьким окошком в большой мир музыки.
Видя, с какой поразительной быстротой и, в основном, самостоятельно ребёнок освоил свой первый музыкальный инструмент, отец, несмотря на испытываемые семьёй материальные трудности, приобретает для него восьмиклавишную гармонику с четырьмя полутонами, затем — двухрядную хроматическую с диапазоном в две с половиной октавы. Особенно полюбил маленький музыкант саратовскую гармонику за тот особый звуковой колорит, который всегда вносил в душу ощущение праздника. В дальнейшей его жизни будут и упорное овладение игрой на фортепиано, и страстное желание покорить вершины скрипичного искусства, и захватившая всё существо любовь к баяну. Но всегда с особой теплотой он будет вспоминать о гармонике, которая когда-то давно и определила его судьбу...
Начинающий гармонист делает свои первые шаги к слушателю. Вначале аудитория состоит из близкого окружения семьи, людей, принимающих деятельное участие в музыкальном развитии мальчика. Постепенно число слушателей растёт. Он с радостью принимает приглашение на встречу с учителями и воспитанницами двухгодичной женской школы, где с восхищением слушает классическую музыку в исполнении хора, с успехом выступает на сцене и становится частым и желанным гостем. Наконец, афиши сообщают жителям городка о сольном концерте в двух отделениях гармониста Паницкого. Успех превзошёл все ожидания. О концерте восторженно заговорили и его пришлось дважды повторить. Солисту едва исполнилось тогда пять лет.
(В. Галактионов)
433 слова
Информация о тексте для сжатого изложения
Микротемы
1. Для И. Я. Паницкого музыка не профессия или специальность, а сама жизнь.
2. Из-за болезни в детстве он ослеп, слух стал для него главным средством познания. С детства любил одарённый ребёнок слушать музыку, особенно песни матери. Окном в мир большой музыки стала для него первая гармонь.
3. Первый сольный концерт пятилетнего гармониста Па-ницкого прошёл с успехом.