Попробую ответить на это вопрос, опираясь на опубликованную на сайте ФИПИ
Спецификацию и Демоверсию.
Первое, что бросается в глаза, это количество заданий, теперь их 28 вместо 26, причем добавились задания повышенного уровня. Нельзя сказать, что за счет этого увеличения
заметно возросла сложность работы.
Серьезно изменился подход к формированию набора заданий. До 2019 года задания
подбирались последовательно по мере изучения: сперва механика, потом теплота, дальше
электричество вместе с оптикой, последние задания на строение атома. В качестве
формулировки могли встретиться и текст, и график, и выбор 1 верного ответа, и сравнение. Точно было известно какие номера какому разделу физики соответствуют, но в разных
вариантах выпадали разные типы заданий. Теперь в основу положен принцип умения, которое нужно применить, чтобы выполнить задание, раздел при этом может быть любой. За
каждым номером закреплен тип задания, а раздел физики может быть любой или
использован материал из всех разделов сразу. Например, 2 номер выглядит теперь так: “различать словесную формулировку и математическое выражение закона”, значит будут
законы из всех разделов физики, к которым нужно подобрать из математическое выражение. Таким образом, задание 2 проверяет знание законов и формул по всей физике.
Сильные изменения в типах задания, что важно - нет заданий с выбором одного верного
ответа, типа теста. Их место заняли задания с развернутым ответом или кратким ответом, который следует получить самостоятельно, а не выбрать из готового. Метод угадайки ушел в
прошлое, и это уже говорит об усложнении экзамена, и весьма значительном. Общее
количество простых расчетных задач сократилось, появилось больше заданий с развернутым
ответом, заданий, ориентированных на практические умения, анализ процессов и явлений, получение информации из разных источников и представление ее в разной форме.
Стало больше заданий на применение экспериментальных навыков и проведения
измерений. Практическое экспериментальное задание сохранилось, но стало стоить 3 балла вместо 4. Также сохранилось задание на снятие показаний с прибора по фото. Появились задания по фото: поиск ошибок в собранной на фото экспериментальной установке и составление последовательности опыта на основе исходных данных на фото. Оба задания с
развернутым ответом, значит требуют соответствия определенным критериям. Выделены два
номера типа найти соответствие: ученые и их открытия и изобретения, другой - техническое устройство, прибор и явления или закономерности на котором он работает. Редко, но такое задание могло раньше появиться в номере 1. Теперь это самостоятельные и обязательные 18 и 19.
Задание 9 “Физические явления и законы, анализ процессов” разделилось на два: 11 Описывать свойства тел, физические явления и процессы но основе графика, а 12 все то же на основе таблиц или схем. На лицо обязательное владение умением получать информацию из различных источников. Просто выучить формулы, найти знакомое слово в задаче и применить их не выйдет. Надо понимать, что делаешь. Задания 6 и 15 на анализ явлений и процессов сохранились, поменяли номера на 4 и 10. Задание 4 приобрело новую форму: необходимо в текст вставить в правильном порядке слова.
Задания по тексту сохранились, но текстов стало два и содержание заданий изменилось. Первый текст посвящен какому-либо устройству, прибору, приспособлению и задание связано с пониманием принципа действия этого устройства. Второй текст по любому физическому явлению, как и было, задания аналогичны: найти ответ на вопрос по тексту в явном и неявном виде, применить полученные знания из текста в новой ситуации, описанной в задании.
Качественные задачи стали относиться к реальной жизни, а не к учебным задачам. Например, задача на теплообмен могла звучать так: “Даны три тела, температуры которых 20, 50 и 100 градусов. Укажите в каком направлении пойдет теплообмен”. Теперь формулировка
может быть такой: “Хозяйка достала молоко из холодильника температурой 7 градусов, из
духовки пирог 100 градусов и поставила рядом на стол в комнате с температурой 20 градусов. Какая установится температура после достижения теплового равновесия?” Задача на
объяснение физических процессов и свойств тел разделилась на две: одна ситуация учебная, вторая жизненная. Если с учебной скорее всего речь пойдет о каком-либо опыте или
конкретном явлении, изученном на уроке, то во второй можно встретить все что угодно. Значит, надо не заучивать материал, а стараться его понимать.
Расчетные задачи высокого уровня сохранились без изменения. Что в итоге? На мой взгляд, экзамен стал сложнее, ориентирован не на заучивание и натаскивание, а на знание и понимание предмета. Меня это радует, но скорее всего, пугает тех, кто собрался сдавать физику. Не пугайтесь, на стоит. Приходите - разберемся!