Подготовка к ОГЭ (ГИА)

  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Поиск по сайту
Комплекс заданий по русскому языку
Материалы к ОГЭ(ГИА) по русскому языку | Дата: 24.11.2016 |

💬 ВСТУПИТЬ В ЧАТ ОГЭ

Комплекс заданий

1. Тестовые задания для опознавания и вычленения лексических явлений в тексте.

1) Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: «В морозный день, когда подушки, которыми затыкали  окна,   покрывались   пышным   инеем, почтальонша принесла маленький листок»
1) инверсия      2)градация      3) метафора      4) эпитет

2) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Одним словом, компьютерные игры — это палка о двух концах».
1)  метафора               2)  ряд однородных членов           3) гипербола    4)фразеологизм

3) Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
1) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.
2) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.
3) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.
4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

4) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».
1) эпитет          2) олицетворение          3) синтаксический параллелизм          4) фразеологизмы

5) Прочитайте предложения 22—25. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях для того, чтобы акцентировать внимание читателя на внутренней сущности Ленки?
1)сравнение    2)  однокоренные слова           3) разговорная лексика    4) антитеза

     —  (22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!
     (25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.

6) Какое средство речевой выразительности использовано автором в предложении 4: «Яркое безмятежное солнце наполнило теплым светом каждый уголок Екатерининского сквера»?
1) градация    2) инверсия    3) эпитет                 4) метафора 

7) Укажите, какое средство речевой выразительности ис¬пользуется в предложении: «Когда через полчаса раздались не¬терпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».
1) олицетворение          2) эпитет          3) синонимы          4)  сравнительный оборот

8) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плав¬никами».
1)  олицетворение          2)  метафора          3)  эпитет          4)  гипербола

2. Задания, формирующие алгоритм действий при отборе и анализе языковых явлений – аргументов задания С2.1.

01. Поиск лексических явлений (эпитетов, сравнений)
1) Выпишите из данного отрывка эпитеты вместе с определяемыми словами и сравнения
(1)Мы ехали пароходом до Нижнего Новгорода очень долго, любовались волжскими просторами, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою. 
(2)К счастью, установилась хорошая, не очень ветреная погода. (3)С утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги. (4)Не торопясь, лениво и гулко бухая лопастями колёс по серовато-синей воде, тянется вверх по течению белоснежный пароход. (5)Незаметно плывёт над Волгой солнце. (6)Каждый час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы – как пышные складки на богатой одежде земли. (7)По берегам стоят города и сёла, точно пряничные; золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух. 

02. Задание на дифференциацию обычных определений и эпитетов.
1) Найдите среди данных примеров эпитет:
1) волжскими (просторами)          2) ветреная (погода)          3) белоснежный (пароход)          4) первые (дни)

03. Характеристика эпитета как лексического явления.
1) Определите вид эпитета «ясным (небом)»:
1) постоянный     2) лирический     3) изобразительный     4) метафорический

2) Какую роль играет в тексте данный эпитет – «ясным (небом)»:
1) выделяет свойства, качества, существенные стороны, признаки предмета;
2) передаёт отношение автора к изображаемому предмету;
3) задаёт радостное настроение;
4) создаёт образ природы.

3) Определите лексическое значение слова «ясным (небом)»:
1) яркий, сияющий;
2) светлый, ничем не затемнённый;
3) ничем не омрачённый, спокойный;
4) хорошо видимый, слышимый или воспринимаемый.

4) Найдите лишнее утверждение: Эпитет – это…
1) троп
2) лексическое средство выразительности
3) изобразительное явление лексики
4) стилистическая фигура речи

04. Анализ возможных грамматических явлений связанных с эпитетом.
1) Охарактеризуйте фразу «ясным небом» с точки зрения грамматики. Заполните пробелы:
1) словосочетание построено на основе подчинительной связи …;
2) зависимое … (часть речи) согласуется с главным словом в … числе, … роде;
3) назовите грамматическое средство связи слов в этом словосочетании;

05. Напишите сочинение С2.1 на основе выполненных заданий, используя речевые клише
Вариант вступления.
   Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует,  о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Докажем это утверждение примерами из текста ________ . (Впиши автора – его фамилию с инициалами)

Лексический аргумент
Во-первых, автор в своём произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении __ привлекает внимание ___ (вид художественного средства) «____ (____)». Этот троп помогает автору __________
(описать природу, выделить признак предмета; 
передать отношение; 
задать настроение; 
создать образ (чего?); 
оценить (что?). 
Эпитет «_____» обозначает: ________(укажите лексическое значение слова). Благодаря этому художественному средству читатель может понять авторский замысел.

Грамматический аргумент
Во-вторых, рассмотрим словосочетание «______» с точки зрения грамматики. Оно построено на основе __________ (подсказка: формулировка задания В2). Зависимое прилагательное согласуется с главным словом в ____ числе, _____ роде. Окончание «-___» - здесь _________ средство связи. С его помощью мы понимаем, к какому именно определяемому существительному относится прилагательное «______». Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выразить собственные мысли.

Варианты вывода.
1. Итак, один словарный состав без грамматики  еще  не  составляет  языка.  Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
2. Итак, словарный запас и знание грамматики помогают правильно и ярко оформлять свою речь.
3. Итак, взаимосвязь лексики и грамматики очевидна. «Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена», - писал Вольтер.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Оценка: 5.0 из 1
Комментарии
Всего комментариев: 0



Войдите:
avatar

Регистрация | Вход

Copyright Owlearn.Ru © 2025 | uCoz