Исходный текст
КРАСОТА
(1) Зима. (2) Поздняя ночь. (3) Я сижу в телеграфной комнате захолустной пограничной станции. (4) Тихо, точно в лесу. (5) Напротив меня согнулся над столиком дежурный телеграфист Саша. (6) С большим трудом я различаю глубокие глазные впадины и внутри их опущенные выпуклые веки, придающие всему его некрасивому, милому, скуластому лицу выражение важного покоя. (7) Саша горбат. (8) Когда я думаю о Сашиной душе, она мне представляется чем-то вроде большой прекрасной бабочки, — трепетной, робкой и нежной. (9) Он кроток, бессребреник, ко всему живому благожелателен. (10) Никогда ему не изменяет светлое, терпеливое, чуть приукрашенное мягкой улыбкой благодушие.
(11) Вот и сейчас: у него висит на ленте очень важная срочная телеграмма, а он никак не может её отправить из-за того, что главная передаточная станция занята с одной из промежуточных самым горячим флиртом. (12) Телеграфист с передаточной загадал барышне с промежуточной какое-то слово на букву «л», и стучит, и стучит всё одни и те же знаки... (13) Тут я замечаю, что Саша уже с минуту что-то говорит мне. (14) Я встаю и присаживаюсь за столик.
— (15) Это была настоящая, большая, нежная любовь с обеих сторон.
(16) Была лунная ночь с соловьями, с ароматами сирени и белой акации.
(17) Мы ходили по саду, и я держал её руку в моей. (18) Она первая сказала, что любит меня и никого никогда не полюбит, кроме меня. (19) Она говорила, что любит меня таким, как я есть, и что больше всего любит мою душу. (20) И вот мы вышли на открытое место. (21) Луна светила нам в спину, и на утоптанной гладкой земле легли две резкие тени: одна — длинная, стройная, с прелестной, немного склонённой набок головкой, с высокой шеей, с тонкой талией, а другая — моя... (22) Ну, вот...
(23) Тогда я закрыл лицо руками, забормотал что-то и убежал... (24) Да, убежал, не прощаясь...
(25) Полгода спустя она вышла замуж, а нынче утром я получил от неё письмо. (26) Она счастлива, у неё сынишка, и больше всего в жизни ей хочется, чтобы я крестил у неё ребёнка. (27) Она извиняется за то, что разбила моё сердце. (28) Ну, это уж глупости. (29) Я рад за неё, очень рад. (30) Дай бог ей счастья... (31) Если ей хорошо, то и я счастлив. (32) Она дала мне хоть иллюзию, хоть призрак любви, и это истинно царский, неоплатный подарок...
(33) Мы молчим с минуту. (34) Потом я прощаюсь и ухожу. (35) Думаю о горбатом телеграфисте, и тонкая, нежная печаль обволакивает моё сердце.
(По А. Куприну)
Сочинение
Красота свойственна тому, что радует наш глаз. Нам приятно смотреть на красивых людей, красивые вещи, красивую природу. Красота — это первое, что мы замечаем и что привлекает наше внимание. Но красота может быть и скрытой, внутренней, незаметной.
Телеграфист Саша некрасив — он горбат (предл. 6, 7). Однако автор рассказа восхищается его нежной и чистой душой (предл. 8—10). Сам Саша стыдится своей внешности и считает, что из-за этого его полюбить невозможно (предл. 21, 23).
Нередко мы видим людей, внешность которых сначала отталкивает. Так случилось в нашем классе, когда к нам на учёбу пришёл мальчик-инвалид. Сначала мы его сторонились. Что-то в нём нас отпугивало. Но, узнав его поближе, мы поняли, что это интересный и весёлый парень. Теперь в классе ему все помогают, одноклассники даже вступаются за него перед старшими.
Внутренняя красота — вот настоящее богатство человеческой души.