Лингвистический анализ текста.
(9-11 классы)
Запишите, объясняя знаки препинания. Определите стиль текста.
Как известно, в стихах все является главным и решающим: не только сама тема, сюжет, весь арсенал поэтических средств, но и позиция поэта. Я часто думал о том, в чем заключается секрет проникновенных стихов С. Есенина в самые разные читательские слои, секрет его запоминаемости. Кроме всего прочего, думаю – в том, что он в лучших своих стихах необыкновенно активен по отношению к своему читателю, к адресату, к которому обращены стихи. «Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу», «Я помню, любимая, помню сиянье твоих волос», «Ты жива еще, моя старушка, жив и я. Привет тебе, привет», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Не жалею, не зову, не плачу».
Поэт что-то отрицает, кого-то приветствует, к чему-то призывает, а не просто констатирует факты, явления и предметы.
Личность поэта проявляется и в этом, как и во всем, что выходит из-под его пера.
1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Составьте схемы сложных предложений.
3. Определите, какими членами предложения являются союзные слова.
4. Произведите на материале текста разные виды разбора:
- фонетический разбор: явления;
- морфемный разбор: читательские. Определите способ словообразования.
- морфологический: решающим;
- синтаксический: 1 предложение.
Запишите отрывок из стихотворения «Сергей Есенин», которое было написано Николаем Рубцовым в 1962 г.
Версты все потрясенной земли,
Все земные утраты и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
1. Какова основная мысль поэтических строк?
2. В каком значении употребляются слова муза, утраты, версты, своенравность?
3. Подчеркните грамматические основы предложений.
4. Объясните орфограммы и пунктограммы.
5. Какие строки можно использовать как эпиграф к сочинению на тему: «Чем близка и интересна поэзия Есенина моему поколению?»