Лингвистический анализ текста
«В глуши звучнее голос лирный...»
Ссылка в Михайловское
1824-1826
8 августа 1824 года Пушкин, миновав губернский город Псков и не доложив о себе, как надлежало, псковскому губернатору, приехал в Михайловское, «в далекий северный уезд». И был печален мой приезд, писал он потом в черновике «Евгения Онегина». В Михайловском - а это было родовое поместье матери - его ждала вся семья: отец, мать, брат, сестра.
Но радость встречи была недолгой: родители, испуганные новой опалой сына, его положением поднадзорного, приняли сына без лишних восторгов; а отец даже дал согласие осуществлять официальный надзор за поведением сына и его перепиской. Всё это привело к ужасной ссоре. Но вскоре из Михайловского уехали брат с сестрой, затем - родители, и Пушкин остался один в пустом доме, в глуши псковских лесов. С ним была только его старая няня Арина Родионовна.
Второе изгнание Пушкин сначала переносил тяжело и мучительно. Мысленно он ещё находился в Одессе, душа рвалась к друзьям. Пустота и однообразие деревенского быта действовали угнетающе. Не имея возможности самовольно покидать Михайловское, поэт чувствовал себя неуютно и подавленно. Он писал в послании «К Языкову»:
Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь.
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни...
В Петербурге даже ходили слухи, что Пушкин кончил жизнь самоубийством. «Стыжусь, что доселе не имею духа исполнить пророческую весть, которая разнеслась недавно обо мне, и ещё не застрелился», - горько иронизировал поэт в письме В.А. Жуковскому.
Друзья действительно опасались за него. Так, П.А.Вяземский писал А.И.Тургеневу: «Или не убийство - заточить пылкого, кипучего юношу в деревне?.. Должно, точно, быть богатырем духовным, чтобы устоять против этой пытки. Страшусь за Пушкина!»
Задания
1. Просклоняйте сущ. Михайловское, выделите окончание, укажите склонение. Разберите это слово по составу.
2. Объясните написание слов ссылка, ссора. Затраскрибируйте эти слова. Укажите количество букв и звуков. Подберите слова, в которых СС обозначает один звук.
3. Определите морфемный состав и способ словообразования слов: поднадзорный, переписка, глушь, изгнание, самовластье, самоубийство, самовольно, поместье.
4. Сравните словоформы изгнанье и изгнание. Выделите в них окончание и основу. Образуйте от них форму предложного падежа ед. ч., выделите окончания.
5. Образуйте страдательные причастия прош. вр. от глаг. испугать, заковать. Произведите морфологический разбор образованных причастий.
6. Найдите в тексте деепричастия, укажите их вид, формообразующий суффикс и синтаксическую функцию.
7. Объясните орфограммы: приехал, приезд, привело, сначала, мысленно, подавленно.
8. Определите лексическое значение слова опала. Подберите к нему синонимы и родственные слова.
9. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами, определите способ их выражения, объясните знаки препинания.
10. Найдите предложения с вводными конструкциями.
11. Охарактеризуйте структуру подчеркнутого предложения, сделайте его синтаксический разбор, начертите схему.
12. Укажите наречия в тексте, определите их разряд, синтаксическую функцию.
13. Определите структуру всех предложений из 2-го абзаца текста. Постройте схемы сложных предложений.
14. Найдите пунктуационные ошибки в предложениях из 1-го абзаца.
Задания
Найдите грамматически правильное продолжение предложения.
1. Погуляв на улице,
а) у меня улучшилось самочувствие.
б) дома все ещё никого не было.
в) у нас началось собрание.
г) мы вернулись домой.
2. Выполняя трудное задание,
а) старайтесь работать по алгоритму.
б) у нас возникли проблемы.
в) часто не обращается внимание на его условие.
г) мне хочется сделать его самостоятельно.
3. Слушая лекцию,
а) меня озарила идея.
б) нас срочно вызвали к телефону.
в) у многих родились вопросы.
г) записывайте самое главное.
4. Обнаружив ошибку,
а) мне стало ясно, как действовать дальше.
б) аккуратно зачеркните ее и запишите исправленный вариант.
в) оценка была снижена на балл.
г) у меня испортилось настроение.
5. Прочитав рассказ,
а) он мне очень понравился.
б) я определил его главную мысль.
в) часто не понятой остается авторская идея.
г) мне сразу стал понятен его смысл.
6. Играя в футбол,
а) у меня заболела нога.
б) хорошо прошел выходной день.
в) укрепляются икроножные мышцы.
г) не забывайте про уроки.
7. Анализируя строение предложения,
а) часто допускаются ошибки.
б) незаметно прошел урок.
в) вначале нужно выделить грамматическую основу.
г) у нас то и дело возникали вопросы.