«Мечта могущественнее реальности» (А. Франс)
Мечты придают нашей жизни смысл, яркость, оригинальность. Каждый из нас жаждет воплотить свои надежды, подчиняясь игре воображения. И тогда мечты становятся могущественнее реальности, определяя все поведение человека.
Эта тема раскрывается в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В основе сюжета этого произведения лежит романтический конфликт мечты и действительности. Это поэма с идеальным героем, отличающимся гиперболичностью переживаний. В центре сюжета — судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь. События эти были связаны с путешествием Лермонтова по Военно-Грузинской дороге, о чем писал еще П.А. Висковатов. В Мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что тот еще ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монастыре. Ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы. В результате он тяжело заболел. Выздоровев, мальчик успокоился и остался в монастыре. Рассказ этот произвел большое впечатление на Лермонтова. Кроме того, воображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схватке юноши с тигром, где были такие строки:
Тигр и юноша сцепились
Средь полночной темноты,
Камни в пропасть покатились,
Обломалися кусты.
Все эти впечатления и нашли свое отражение в романтической поэме. Мцыри наделен у поэта характерными чертами романтического героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятежной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «Это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности», — писал В.Г. Белинский.
Поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. Монастырь для Мцыри — это символ тюрьмы, неволи. Он мечтает о свободе, о своей родине, где «люди вольны, как орлы», тоскует по родному аулу, по своей семье, по отчему дому. Поэтому он бежит из монастыря, пытается отыскать дорогу домой.
Первое чувство, испытанное Мцыри на воле, — восхищение красотой и величием природы. Он видит «пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев», «горные хребты, причудливые как мечты», «снега, горящие как алмаз». Эти картины пробуждают в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рассыпанный аул», «свет лунных вечеров», «вечерний гул домой бегущих табунов», «смуглых стариков», отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер. При этом поэт замечает, что цель побега Мцыри — не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир», желание «узнать, прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы». Это свободомыслие героя, его стремление проникнуть в тайны природы, обрести смысл жизни звучат в горячем, вдохновенном признании:
...О! я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
«...Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» — писал В.Г. Белинский , восхищенный этими строчками. В своих скитаниях герой слышит крик шакала, видит змею, скользившую меж камней, но он не испытывает страха: «как зверь», он «чужд людей» и близок к природе. Природа в рассказе Мцыри словно оживает: «дохнули сонные цветы», «туманный лес заговорил», ему «внятен» шум потока, шепот кустов. Не слышит он лишь «человека гордый глас».
И здесь возникает мотив определенной проти-воречивости образа Мцыри: он стремится обрести единение с людьми, но ему приходится скрываться от них. Мотив этот иллюстрирует эпизод встречи героя с молодой грузинкой. Он очарован ее юностью и красотой, «думы пылкие» его «смутились». Однако беглец вынужден притаиться «меж кустов», чтобы его не заметили. И далее мотив этот звучит сильнее: Мцыри испытывает голод, страх, ночная природа уже не так благосклонна к нему, но «помощи людской» он не желает. Мотив этот звучит и в сцене схватки с барсом. Здесь автор снова подчеркивает природное, животное начало в герое, как следствие его, — удаленность от мира людей:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под диким пологом лесов.
Мцыри выходит победителем из этой борьбы, но все же ему не удается воплотить свои мечты. Он уходит из жизни, примирившись с окружающими его людьми, ноне ежизненными обстоятельствами. Его примирение — «признание внешнего бессилия при оправданности своих ничем не истребимых влечений к воле» . В образе Мцыри Лермонтов представил нам идеального романтического героя, основная трагедия которого в противостоянии его окружающему миру, в том, что он лишен родины, семьи, людей, близких ему по духу, традициям. Основной пафос поэмы — это поэтизация борьбы «как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического служения ей».
Таким образом, мечта — это заветное желание человека, раскрывающее устремленность его к сфор-мированному идеалу. И это желание становится определяющим, доминирующим в личностном по-ведении, приводя порой на грань жизни и смерти. Но, как сказал поэт, «...гибель не страшна герою, пока безумствует мечта...».