«Мечты — это краеугольные камни нашего характера» (Г. Торо)
Мечтательность — это прекрасное свойство души. Чаще оно проявляется у людей творческих — поэтов, актеров, музыкантов. Они, как правило, обладают тонкой душевной организацией, живым воображением, богатой фантазией. Эти качества зачастую определяют все их поведение, отношение к миру. Как заметил Г. Торо, «Мечты — это краеугольные камни нашего характера».
Этот мотив звучит в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Мечтательностью наделен юный поэт Ленский. Действительность он воспринимает сквозь призму своего романтического воображения: Он забавлял мечтою сладкой Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Ленский совершенно не имеет жизненного опыта, его душа не испорчена светом, характер возвышен и благороден. Но вместе с тем он совершенно далек от реальной жизни. Он увлечен своей любовью к Ольге, не постигнув сущности ее натуры. «Он полюбил Ольгу, — и что ему была за нужда, что она не понимала его, что, вышедши замуж, она сделалась бы вторым, исправленным изданием своей маменьки, что ей все равно было выйти — и за поэта, товарища ее детских игр, и за довольного собою и лошадью улана? — Ленский украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было и о которых она и не заботилась. Существо доброе, милое, веселое, — Ольга была очаровательна, как все «барышни», пока они еще не сделались «барынями»; а Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту...» — писал Белинский.
Исследователи отмечали, что выбор Ленского характерен. Он возвел в свой идеал пустое ничтожество, не заметив поэтической, глубокой натуры Татьяны (Д. Благой). И эта ситуация подчеркивает оторванность этого героя от реальной жизни, беспочвенность романтизма. И Пушкин неоднократно подчеркивает это в тексте романа. Так, в своих стихах Ленский «пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы...». Автор любит своего героя, но порой мягко иронизирует над ним. «Пушкин обрисовал характер Ленского с той нежностью, которую испытывает человек к грезам своей юности, к воспоминаниям о временах, когда он был так полон надежды, чистоты, неведения. Ленский — последний крик совести Онегина, ибо это он сам, это его юношеский идеал. Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукой Онегина...» — писал А.И. Герцен.
Героиней-мечтательницей предстает в романе и Татьяна Ларина:
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
И характер героини остается неизменным на протяжении всего романа. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не изменившимся», — писал В.Г. Бе-линский : Татьяна росла задумчивой и впечатли-тельной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями ее были поля и леса, луга и рощи.
Характерно, что, описывая деревенскую жизнь, Пушкин никого из «провинциальных героев» не изображает на фоне природы. Привычка, «проза жизни», поглощенность хозяйственными заботами, невысокие духовные запросы — все это наложило свой отпечаток на их восприятие: местные помещики просто не замечают окружающей красоты, как не замечает ее Ольга или старушка Ларина. Но не такова Татьяна. Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, понимать «тайный язык природы», любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять среди безбрежных полей. Но особенно героиня любит зиму:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозной,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
И эта глубинная связь ее с миром сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет в полном согласии со своими природными ритмами: Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено.
В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло модное увлечение сенти-ментальными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному» , она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Окружающие мужчины не представляли для Татьяны никакого интереса: они «так мало представляли пищи ее экзальтированному... воображению» . Онегин же был новым человеком в «деревенской глуши». Его таинственность, светские манеры, аристократизм, равнодушный, скучающий вид — все это не могло оставить ее равнодушной. «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом», — писал Белинский . Не зная Онегина, Татьяна представляет его в хорошо знакомых ей образах: Вольмара, Малек-Аделя, де Линара и Вертера. В сущности, героиня любит не живого человека, а образ, созданный ее «воображением мятежным».
В финале и Татьяна, и Онегин освобождаются от пут литературных ассоциаций, представ перед реальностью. Любовь Онегина не оставляет героиню равнодушной, однако теперь она не может ответить на его чувства. И в этом — цельность натуры Татьяны, ее романтические идеалы, твердость нравственных представлений.
Таким образом, мечтательность порой становится основой натуры человека, определяет его судьбу.