Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) К вечеру собралась гроза. (2) Над хутором, который простирался вдоль всего берега и чьи последние избы терялись вдали, стала бурая туча. (3) Дон, взлохмаченный ветром, отчаянно кидал на берега гребнистые частые волны. (4) За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. (5) Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. (6) Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. (7) За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. (8) В хуторе хлопали закрываемые ставни, наверное, от вечерни, крестясь, спешили старухи, на плацу колыхался серый столбище пыли, и отягощённую внешней жарою землю уже засевали первые зёрна дождя.
(9) Дуняшка, болтая косичками, прожгла по базу, захлопнула дверцу курятника и стала посреди Саза, раздувая ноздри, как лошадь перед препятствием. (10) На улице взбрыкивали ребятишки. (11) Соседский восьмилеток Мишка вертелся, приседая на одной ноге, — на голове у него, закрывая ему глаза, кружился непомерно просторный отцовский картуз, — и пронзительно верещал:
(12) Дождюк, дождюк, припусти,
Мы поедем во кусты,
Богу молиться,
Христу поклониться.
(13) Дуняшка завистливо глядела на босые, густо усыпанные цыпками Мишкины ноги, ожесточённо топтавшие землю. (14) Ей тоже хотелось приплясывать под дождём и мочить голову, чтоб волос рос густой и курчавый; хотелось вот так же, как Мишкиному товарищу, укрепиться на придорожной пыли вверх ногами, с риском свалиться в колючки, — но в окно глядела мать, сердито шлёпая губами. (15) Вздохнув, Дуняшка побежала в курень. (16) Дождь спустился ядрёный и частый. (17) Когда над самой крышей лопнул гром, осколки искр, посыпавшиеся с неба, покатились за Дон, который набирал силу в своём гневе.
(По М. Шолохову*)
* Михаил Александрович Шолохов (1905—1984) — русский советский писатель, киносценарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе, академик АН СССР.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Дуняша не побежала под дождь вместе с мальчишками?»
1) Небо палила сухая молния.
2) Её мать глядела в окно.
3) На плацу колыхался серый столбище пыли.
4) Холодная туча шла вдоль по Дону, с запада.
Ответ: 2
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Дуняшка, болтая косичками, прожгла по базу, захлопнула дверцу курятника и стала посреди Саза, раздувая ноздри, как лошадь перед препятствием.
2) В хуторе хлопали закрываемые ставни.
3) Землю уже засевали первые зёрна дождя.
4) За займищем грозно чернело небо.
Ответ: 3
4. Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
Ответ: припусти
5. Из предложений 1-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
Ответ: отчаянно
6. Замените разговорное слово «ядрёный» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: сильный
7. Замените словосочетание «отцовский картуз», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: картуз отца
8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
Ответ: Дон кидал
9. Среди предложений 7-14 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 13
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В хуторе хлопали закрываемые ставни, (1) наверное, (2) от вечерни, (3) крестясь, (4) спешили старухи, (5) на плацу колыхался серый столбище пыли, (6) и отягощённую внешней жарою землю уже засевали первые зёрна дождя.
Ответ: 12
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 3
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда над самой крышей лопнул гром, (1) осколки искр, (2) посыпавшиеся с неба, (3) покатились за Дон, (4) который набирал силу в своём гневе.
Ответ: 14
13. Среди предложений 2-14 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 2
14. Среди предложений 1-10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 8
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания:
15.1,15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания академика Л. В. Щербы: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от “почвы”, то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким является теперь латинский язык». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л. В. Щербы.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста:
«Дождюк, дождюк, припусти,
Мы поедем во кусты,
Богу молиться,
Христу поклониться».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как вы понимаете значение слов «отягощённая жарою земля»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит отягощённая жарою земля?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Наблюдение над тем значением, которое имеет слово «красота», «красивый» в нашем языке, так же как и в языках народов, среди которых установилась эстетическая теория, показывает нам, что слову «красота» придано этими народами какое-то особенное значение, именно — значение хорошего... Замечательно при этом то, что с тех пор, как мы, русские, ближе и ближе усваиваем европейские взгляды на искусство, и в нашем языке начинается совершаться та же эволюция, и, уже совершенно уверенно и никого не удивляя, говорят и пишут о красивой музыке и некрасивых поступках и даже мыслях, тогда как 40 лет тому назад, в моей молодости, выражения «красивая музыка» и «некрасивые поступки» были не только не употребительны, но непонятны. Очевидно, это новое, придаваемое европейскою мыслью красоте значение начинает усваиваться и русским обществом.
— Скоро мы совсем перестанем понимать язык народа; мы вот говорим: «теория прогресса», «роль личности в истории», «эволюция науки», «дизентерия», а мужик скажет: «Шила в мешке не утаишь», и все теории, истории, эволюции становятся жалкими, смешными, потому что не понятны и не нужны народу. Но мужик сильнее нас, он живучее, и с нами может случиться, пожалуй, то же, что случилось с племенем атцуров, о котором какому-то учёному сказали: «Все атцуры перемерли, но тут есть попугай, который знает несколько слов их языка».
(Л. Толстой)
201 слово
Информация о тексте для сжатого изложения
Микротемы
1. Под влиянием европейских взглядов на искусство значение слова красота расширилось и стало включать значение чего-то хорошего.
2. Мы всё хуже понимаем образный язык народа, но народ живучее и сильнее всех нововведений и новообразований.