Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
Последняя ночь
(1) Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела.
— (2) Мы несём от неё немалые потери, — сказал он, — и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. (3) Нужно её уничтожить.
(4) Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. (5) Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. (6) Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком, как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями Союза.
(7) Тумик первый сказал, что согласен. (8) «Можно выполнить для Отчизны», — быстро сказал он. (9) Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. (10) По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью.
(11) Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более, что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.
(12) Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. (13) Он был в отряде Романенко, куда брали только холостых, а женатых не брали. (14) Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. (15) С азартом, с песней «Синие воротники» они выворачивали валуны и сбрасывали их на немцев. (16) Каски в сторону, в одних бескозырках — никто не боялся смерти!
(17) Теперь дело тоже было не в смерти. (18) Но он сказал: «Можно выполнить для Отчизны». (19) Вот об этом ему интересно было подумать...
(20) Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. (21) Отец — это был родной дом, детство и школа, та девушка — Шура — это была любовь, а Миша Рубин — друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки.
(22) Они были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором, и слышно было, как волна, плеща, набегает на корабельный борт.
(23) И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени.
(24) — Недаром же я жил на земле, — сказал он себе, — потому что если всё равно как жить, тогда всё равно и как умереть. (25) Но если смерть моя будет прекрасной, значит, прекрасной была и моя жизнь. (26) Эта дружба и катание по ледникам на коньках и эти чудные ночи в Махинджаури, и гордость за отца с его тростью и тремя орденами.
(27) — Что смерть! (28) Нет никакой смерти, — снова сказал он себе и сам прислушался к своим словам с восторгом и волнением. — (29) Пускай перестану я жить на земле, останется слава и будет знать весь народ, за что я отдал всё, что было мне дорого и мило. (30) И скажет обо мне отец: «Не умер он, со мной до гроба». (31) И скажут товарищи: «Это была храбрая морская душа!»
(По В. Каверину*)
* Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия — Зильбер, 1902-1989) — русский советский писатель и сценарист, член литературной группы «Серапионовы братья». Наиболее известное произведение — приключенческий роман «Два капитана».
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Тумик задумался о своей жизни?»
1) Недаром он жил на земле.
2) Отряд нёс немалые потери.
3) Он понимал необходимость самопожертвования для Отчизны.
4) Нет никакой смерти.
Ответ: 3
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эллипсис.
1) Каски в сторону, в одних бескозырках — никто не боялся смерти!
2) «Мы несём от неё немалые потери», — сказал он.
3) Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком, как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями Союза.
4) Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни.
Ответ: 1
4. Из предложений 1-11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью или звонкостью согласной, стоящей после неё.
Ответ: разведчиками
5. Из предложений 20-23 выпишите слово, образованное при помощи суффикса деепричастия несовершенного вида.
Ответ: плеща
6. Замените разговорное слово «сопка» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: холм
7. Замените словосочетание «корабельный борт», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: борт корабля
8. Выпишите грамматическую основу предложения 19.
Ответ: интересно было
9. Найдите предложение(-я) с обособленными определениями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложе-ния(-ий).
Ответ: 16
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Времени вдруг оказалось много, (1) и можно было полежать и подумать, (2) тем более, (3) что это, (4) наверно, (5) уже в последний раз, (6) а больше, (7) пожалуй, (8) не придётся.
Ответ: 4578
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 7
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», (1) когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, (2) и боезапас кончился, (3) и моряки стали отбиваться камнями.
Ответ: 23
13. Среди предложений 25-30 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 32
14. Среди предложений 12-15 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 15
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1,15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А. М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А. М. Пешковского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Если смерть моя будет прекрасной, значит, прекрасной была и моя жизнь».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как вы понимаете значение слова «самопожертвование»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самопожертвование?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
За хутором Сетраковым в степи рядами вытянулись повозки с брезентовыми будками. Невидимо быстро вырос городок, белокрыший и аккуратный, с прямыми
улочками и небольшой площадкой в центре, по которой похаживал часовой.
Лагеря зажили обычной для мая месяца, ежегодно однообразной жизнью. По утрам команда казаков, караулившая на попасе лошадей, пригоняла их к лагерям. Начинались чистка, седловка, перекличка, построения. Зычно покрикивал заведующий лагерями штаб-офицер, шумоватый войсковой старшина Попов, горланили, муштруя молодых казаков, обучавшие их урядники. За бугром сходились в атаках, хитро окружали и обходили «противника».
Стреляли по мишени из дробовиц. Казаки помоложе охотно состязались в рубке, постарше — отвиливали от занятий.
Люди хрипли от жары и водки, а над длинными шеренгами крытых повозок тек пахучий волнующий ветер, издалека свистели суслики, степь тянула подальше от жилья и дыма выбеленных куреней.
За неделю до выхода из лагерей к Андрею Томилину, родному брату батарейца Ивана, приехала жена. Привезла домашних сдобных бурсаков, всякого угощения и ворох хуторских новостей.
На другой день спозаранку уехала. Повезла от казаков домашним и близким поклоны, наказы. Лишь Степан Астахов ничего не пересылал с ней. Накануне заболел он, лечился водкой и не видел не только жены Томилина, но и всего белого света. На ученье не поехал; по его просьбе фельдшер кинул ему кровь, поставил на грудь дюжину пиявок. Степан в одной исподней рубахе сидел у колеса своей брички, — фуражка с белым чехлом мазалась, вытирая колёсную мазь, — оттопырим губу, смотрел, как пиявки, всосавшись в выпуклые полушария его груди, набухали чёрной кровью...
(М. Шолохов)
236 слов
Информация о тексте для сжатого изложения
Микротемы
1. За хутором вырос городок, в котором казаки постоянно проводили военные игры и состязания.
2. К Андрею Томилину приехала жена с гостинцами и новостями, а уехала домой, увозя поклоны и наказы.
3. Только Степан ничего не передал домой, так как заболел.