«Неблагодарность самая гнусная, вместе с тем самая исконная и естественная, — неблагодарность детей к родителям» (Л. Вовенарг)
Дети и родители... Эта тема всегда очень важна для нас. Отношение к семье ярко характеризует человека, является своеобразным индикатором нравственных качеств личности. Как заметил Л. Вовенарг, «неблагодарность самая гнусная, вместе с тем самая исконная и естественная, — неблагодарность детей к родителям».
Эта тема раскрывается в рассказе К. Паустовского «Телеграмма». В этом произведении автор поднимает проблему одинокой старости, отчужденности и разрыва связей между поколениями.
Главная героиня рассказа Настя живет ярко и насыщенно. Она работает в Союзе художников в Ленинграде, старается помочь людям, восстановить справедливость — устраивает выставку одному из талантливых скульпторов. Ее хвалят, ей восхищаются окружающие, говорят о ее душевной щедрости, неравнодушии. Однако Паустовский показывает нам изнаночную сторону натуры героини. Настя остается равнодушной к судьбе собственной матери, живущей в далеком Заборье. Она не была у нее уже три года, письма пишет редко, иногда высылает деньги. Катерина Петровна очень одинока. Все ее посетители — это соседская девочка Манюшка, помогающая ей по хозяйству, да старик-сторож Тихон. Когда они уходят, Катерина Петровна остается в одиночестве в своем большом доме, ей становится грустно. Мотив одиночества развивается у Паустовского в характерном осеннем пейзаже, в образе керосинового ночника. «Он [Тихон] выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать. Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья».
Катерина Петровна умна, интеллигентна, самоотверженна, лишена эгоизма, старческих капризов. Она беззаветно любит свою дочь. «Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».
Писатель открывает нам последнее письмо героини. «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Однако письмо это не трогает Настю. Она думает о «переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней» и остается в Ленинграде. В этой героине Паустовский подчеркивает холодность, эгоизм. «Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». В результате Настя не успевает приехать даже на похороны собственной матери. В финале героиня Паустовского горько плачет, внезапно осознав, что она потеряла.
Поведение Насти и жестоко, и безнравственно. По мысли писателя, суета и мелкие заботы не должны поглощать человека. Вся показная доброта и забота ничего не стоят, если мы равнодушны к близким.
Одиночество — это состояние, повергающее человека в отчаяние, рождающее в душе его чувство тоски. И никому из нас не миновать его в определенные минуты жизни. Невольно здесь вспоминаются слова С. Моэма: «Каждый из нас одинок в этом мире».