Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
Тема «отцов и детей» остается актуальной во все времена. Между людьми разных поколений зачастую возникает непонимание, конфликты. Каждое поколение защищает свои взгляды, идеалы, образ жизни, формирует собственные традиции. Поэтому такое противостояние в известной степени закономерно, неизбежно.
Эта тема раскрывается в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мы видим здесь конфликт «века нынешнего» и «века минувшего». Состояние общества в те моменты, когда на смену одному веку приходит другой, часто сопровождается вполне определенными явлениями в человеческой жизни. Эти явления: нежелание перемен, боязнь всего нового, свежего, консерватизм взглядов — очень ярко обрисованы в комедии Грибоедова.
«Век минувший» в пьесе защищает старое русское барство, поколение «отцов»: Павел Афанасьевич Фамусов, старуха Хлестова, князья Тугоуховские. К этим героям примыкают по своему мировоззрению и многие молодые персонажи — Скалозуб, Загорецкий, Репетилов. Грибоедов показывает нам, что старое московское дворянство консервативно, живет по своим давно устоявшимся законам. Здесь хлопоты о положении в обществе, выгодных браках, заботы о карьере, о том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить».
Главный представитель этого общества — Фамусов. Это типичный московский барин, озабоченный лишь собственной карьерой, положением в обществе. Идеалом этого героя является покойник-дядя, Максим Петрович, который однажды, как шут, потешал придворное общество на светском рауте, но зато потом — «пред всеми знал почет». Фамусов — бюрократ и формалист. Чтобы не накопилось много дел, у него заведен обычай: «подписано, так с плеч долой». Думается, при случае Павел Афанасьевич не брезгует и взяткой. Это о нем говорит Чацкий, критикуя московское чиновничество:
Где?укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
Воплощая собой «век минувший», Павел Афанасьевич критикует науки, считая, что в них все зло. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина», — заключает он, глядя на Чацкого. Будучи консерватором, Фамусов не приемлет никаких нововведений. Вольнолюбивые настроения Чацкого, его обличительные речи, критика общественных порядков — все это порядком пугает Павла Афанасьевича. И в своих взглядах на жизнь он не одинок — он такой же, «как все московские». Вот и княгиня Тугоуховская прибыла на бал к Фамусову в надежде найти богатых женихов для своих дочерей. Вот и графиня-внучка со своей сословной спесью. Вот и Скалозуб, которому «только бы досталось в генералы». Вот и Хлестова с моськой и арапкой-девкой. Вот она, толпа мучителей, «нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков», вот он — «век минувший». «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы», — писал И.А. Гончаров1.
Всем этим персонажам в комедии противостоит Чацкий. Это молодой человек дворянского круга, получивший хорошее образование, подающий большие надежды, умный, способный. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают даже Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры. Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого неприемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве, ... где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты.
Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность, консерватизм. С негодованием клеймит герой поме-щиков-крепостников, «негодяев знатных». Один из них променял своих верных слуг на борзых собак. Другой, помещик-театрал, собрал труппу из крепостных детей, а когда его театр прогорел, маленькие актеры были «распроданы поодиночке»!
Герой недоволен и порядками в армии. За пышными, красивыми мундирами военных он видит «слабодушие», «рассудка нищету». А уродливое светское воспитание и образование? Умный, образованный, Чацкий ратует за подлинное просвещенье:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Истинный патриотизм героя несовместим с рабским преклонением перед всем иностранным. Его достоинство русского человека оскорблено тем, что среди дворянства «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским». Питая глубокую любовь к своему отечеству, он желает оградить общество от «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу.
Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молча-лина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от социального положения.
Однако благородный протест Чацкого не находит отклика в среде московского дворянства. Высказывания этого героя вызывают раздражение и негодование московского общества. При встрече с этими людьми Чацкий ссорится с ними, и они начинают ненавидеть его. Что же удерживает героя в доме Фамусова? Только любовь к Софье. Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет его общественную драму, способствуя возрастающей резкости его выпадов против окружающих. И с легкой руки Софьи Александра Андреевича вскоре объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. Причем безумие Чацкого, по мнению многих персонажей, состоит в его инакомыслии, демократизме и широте взглядов, свободолюбии. Герой не находит понимания и сочувствия в среде московского дворянства, на долю его выпадает «мильон терзаний». Трагичен конфликт Чацкого со средой, где на гонение обречены-любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая жива&мысль. «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок», — горестно восклицает он в финале. Но поражение его — лишь внешнее, видимое. И.А. Гончаров писал, что Чацкий «сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей»1.
Таким образом, конфликт двух поколений разрешается в комедии своеобразно. Чацкий — это первый герой русской литературы, в образе которого А.С. Грибоедов показал человека нового типа: деятельного, неравнодушного, способного поднять бурю против отсталости, консерватизма, крепостничества и косности взглядов в защиту свободы, ума и гуманности. Защищая идеалы «века нынешнего», идеалы свободы и просвещения, герой подвергается гонению окружающих. Именно поэтому роль Чацкого «страдательная». Но роль этого героя еще и «победительная». Люди, подобные Чацкому, занимают активную жизненную позицию, честны, искренни, благородны, они встречаются там, где, по замечанию критика, «длится борьба свежего с отжившим»2. Именно они способствуют движению прогресса и обновлению жизни.