О возможностях прилагательного
В повседневной жизни мы не так часто пользуемся богатым разнообразием русского языка. Лишь в художественной литературе, и особенно в поэтических строчках, мы неожиданно открываем для себя, как точно и выразительно можно охарактеризовать человеческий поступок, наши чувства и переживания, природные явления или философские размышления.
Если рассмотреть сочетаемостные прилагательные к слову лес, то можно увидеть, насколько многообразен ряд слов, выражающих различные качественные или относительные характеристики: тёмный, чёрный, зелёный, синий, багряный, золотой, осенний, зимний, редкий, густой, дремучий, прозрачный, солнечный, смешанный, сосновый, великолепный, чудесный, роскошный, пышный, богатый, царский, красивый, прекрасный, сонный, глухой и т. д.
Однако в произведениях великих поэтов и писателей встречаются неожиданные и очень красочные эпитеты: лиловый лес; лес, точно терем расписной; лес, опустевший и больной (И. А. Бунин); мохнатый лес; лес заворожённый; леса, одетые в багрец и золото (С. А. Есенин); непробудный лес; мрачный лес (Н. В. Гоголь); красноватый лес (И. С. Тургенев) и т. д. (Здесь следует привести примеры из предложенного текста.)
Лёгкий мазок гения — и мы можем увидеть волшебную картину словно ожившего леса, ведь именно благодаря мастерству автора текст приобретает полноту звучания и многогранность выражения авторской мысли. Он, словно живое существо, начинает жить своей собственной жизнью, которая продолжается в веках и хранится в мудрости поколений.
Просто невозможно представить себе нашу речь без того или иного лингвистического явления. И особенно это относится к разряду прилагательных, которые обогащают нашу речь буйством красок, разнообразием оттенков, звуков и ощущений.