Прочитайте отрывок из книги Вл. Приходько «Постижение лирики». Определите стиль. Какова тема, основная мысль текста?
Если тебя спрашивают (случается такое частенько): «Как читать стихи?» Что ответить? С уверенностью можно сказать: кто читает вдумчивей, тот чувствует больше. Не больше понимает (само собой), а именно больше чувствует. Чувствует, то умея, то не умея поделиться своими чувствами, как часто люди не могут рассказать свое впечатление от услышанной музыки. А каждый читатель как тайна, как в землю закопанный клад...
А.Ахматова
Стихи каждый читает по-своему, добавляет к стихам что-то свое, обогащает, напитывает собственными ассоциациями, мыслями, опытом пережитого.
Это никому не видное сотворчество пронизывает жизнь и украшает ее...
Чье сердце закрыто для любви - к женщине, к людям, к родному краю - не откликнется и на голос поэзии. Но чье открыто...
Некоторые думают, чтобы стихи полюбить, надо их сперва понять: понимание предшествует чувству. Ратуя за учение, за вдумчивость, вовсе не утверждаю, что это всегда так. Может, напротив, любовь предшествует пониманию?
Постижение лирики, то есть проникновение в ее сущность и красоту, происходит не вдруг. Оно накапливается понемногу...
Кто любит поэзию, кто увлечен ею, кто, сидя за столом, за партой или на берегу реки, склонился над книгой, кто, стиснутый в метро спешащими на работу, сам спешащий, - ухитряется заглянуть в заветный томик, тот не спрашивает, как читать стихи. Он уже знает как.
1. Озаглавьте текст.
2. Согласны ли вы с теми мыслями, которые высказывает автор?
3. Объясните значение слов ассоциация, сотворчество, заветный.
4. Согласны ли вы с тем, что восприятие поэзии можно сравнить с восприятием музыки? Приведите примеры из собственного опыта.
5. Перескажите текст, дополнив его своими наблюдениями. Напишите изложение.
6. Объясните орфограммы в тексте.
7. Сделайте синтаксический разбор предложения из третьего абзаца.
Запишите текст. Определите тему, основную мысль. Озаглавьте. Объясните пропущенные орфограммы, произведите разные виды разбора.
Если у художника для выражения творческих замыслов есть в рапоряжени.. кисть и краски, у к..мпозитора - музыкальные инструменты, то поэт, как извес..но, пользуется словом. Это его материал, все особе..ости и свойства которого он должен знать в совершенстве.
Искус..тво поэзии столь же сложно и широко, как и всякий другой вид художестве..ой деятельности человека: музыка, живопись, скульптура, архитектура. Скажем больше: поэзия как(бы) об..ед..няет в себе отдельные свойства этих иску..тв. В самом деле, она широко пользует..ся звуковыми свойствами слова, она в состояни.. вызывать в нашем вообр..жени.. живые картины и образы, она во..производит поступки людей, их мысли, их чу..ства.
Вы вид..те, какой это богатый, широкий мир!
(Вс. Рождественский. Читая Пушкина)
1. Выпишите из текста ключевые слова.
2. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
3. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения объединяются в единое целое?
4. Объясните знаки препинания.