«Отношения между родителями и детьми столь же трудны и драматичны, как отношения между любящими...» (А. Моруа)
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» неизбежно встает перед каждым из нас в определенный период жизни. И зачастую здесь возникают конфликты, непонимание, обиды и ссоры. Как заметил А. Моруа, «отношения между родителями и детьми столь же трудны и драматичны, как отношения между любящими...».
Проблема «отцов и детей» обозначается в русской литературе уже в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Причем конфликт поколений интерпретируется автором и как конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», и как извечное противостояние близких людей.
Мотив этот задает Чацкий, возвратившись в дом Фамусова, который был для него родным. Выражая передовые взгляды своего времени, он обрушивается на «век отцов» со всем пылом своего темперамента, максимализмом молодости. Речи его пафосны, порой язвительны и саркастичны:
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Критикуя «век минувший», этот герой не слишком церемонится с людьми, воплотившими старую эпоху. Так, Фамусов, человек, заменивший ему отца, становится едва ли не главным врагом Чацкого, основным его идейным противником. И это поистине парадоксально: думается, именно этим обусловлена особая острота конфликта героев. Чацкий чувствует себя совершенно свободно в доме Фамусова (он вырос в этом доме), и ощущая, безусловно, это родство, герой ведет себя так, как можно позволить вести себя только с близкими людьми — вдвойне, втройне язвительно, порой бестактно. Так, пытаясь прояснить намерения Чацкого, Фамусов задает ему вполне естественный для отца взрослой дочери вопрос: «Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?». Характерен ответ Чацкого: «А вам на что?» Далее следует остроумное замечание Фамусова:
Меня не худо бы спроситься,
Ведь я ей несколько сродни,
По крайней мере искони
Отцом недаром называли.
Это чувство отцовства распространяется у Фамусова не только на Софью, но и, пожалуй, на Чацкого. Именно поэтому Павел Афанасьевич так снисходителен и терпелив в отношениях с ним в начале комедии. Отсюда же — наставления Чацкому:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Точно так же Фамусов ведет себя и с собственной дочерью. Он пытается устроить ее судьбу, исходя из собственных представлений о счастье, комфорте, благополучии. По мысли Фамусова, это — хорошая, выгодная партия, к примеру, брак с полковником Скалозубом. «Как все московские, ваш батюшка таков; Желал бы зятя он с звездами да с чинами...» — замечает Лиза. Однако Чацкий и Софья критически оценивают жизненную философию Фамусова. Первый замечает, что «начал свет глупеть», вторая же своенравна и самостоятельна, она имеет свои собственные (во многом книжные, романтические) представления о счастье. Конфликт «отцов и детей» достигает своего апогея в двух сценах комедии — в сцене бала и в сцене ночного свидания Софьи. Фамусов возмущен и поведением Чацкого, его вольнодумством, и поведением собственной дочери, нарушившей светские приличия. Исходом этого конфликта становится полный разрыв Чацкого с московским миром («Вон из Москвы! сюда я больше не ездок») и вынужденная изоляция Софьи («В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»).
Таким образом, все герои терпят фиаско в сфере любви и семьи. Чацкий, герой, выражающий авторские взгляды и прогрессивные идеи, оказывается совершенно беспомощным в этой области. Открещиваясь от «отцов», он, по сути, отрицает и «детей»: «Чтоб иметь детей, кому ума недоставало?».
Как отмечали исследователи, «Чацкий весь сосредоточился на своем Я и в простоватой злобе отвергает все, что было до и будет после него. Между тем в самом Чацком много родовых черт отцов-фамусовых, а его характер словно в пику претензиям на новаторство воспринимают именно в отражении предков: “По матери пошел, по Анне Алексеевне, покойница с ума сходила восемь раз”» . Герой внутренне боится брака, он везде говорит о своей любви к Софье, но нигде — о желании иметь семью.
Таким образом, Грибоедов представляет нам неизбежный конфликт поколений. «Дети» в его комедии своенравны, видя в жизни «отцов» «подлейшие черты» и полностью отрицая «век минувший». «Отцы» же не понимают (и не пытаются понять) собственных детей. Будучи не в силах выйти из привычного круга своих представлений о жизни, они озабочены лишь следованием собственной морали, определяющейся общественным мнением.