Почему история Печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов жизни героя? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
У каждого писателя есть произведение, которое занимает в его творчестве центральное место. У Толстого — это «Война и мир», у А. С. Грибоедова — «Горе от ума», а у М. Ю. Лермонтова — это социально-философский роман «Герой нашего времени». Поэт использует в произведении нарушение хронологии событий, каждая часть романа — это единый, связный рассказ, имеющий свою проблематику и разрешение конфликта.
Григорий Александрович Печорин, главный герой романа, на протяжении всего произведения борется со своими противоречиями. Он не верит в любовь, хотя, возможно, просто не хочет поверить в неё, после смерти своей возлюбленной, он только лишь пользуется женщинами, не принимает и не понимает их чувств. Любовь для него становится игрой, это нечто низшее, не стоящее каких-либо переживаний, дружба также не является для него тем, чем является для многих людей, окружающих его. К примеру, встреча с Максим Максимычем показывает всю безнравственность героя. Печорин — человек низкий и крайне эгоистичный.
Все части романа хронологически разрознены, автор делает это для того, чтобы полностью раскрыть образ лирического героя. Каждая часть произведения — это маленький рассказ, показывающий жизнь Печорина, раскрывающий его слабости и пороки. В одной главе мы можем увидеть его отношение к женщинам, в другой («Фаталист») мы можем сделать выводы о его отношении к случайности, предрасположенности в судьбе, которые бывают в жизни каждого.
Прочитав весь роман, мы можем полностью воспроизвести образ героя, сформировать своё отношение к нему и понять отношение к нему автора. Мнение автора в данном случае неоднозначно. Нельзя назвать Печорина отрицательным героем, в нём всё же есть что-то человеческое, но и положительным героем его назвать нельзя: разбитые сердца женщин, убийство, отвергнутый им друг — всё это не позволяет нам считать его «героем».
Нарушение хронологии событий, точнее, разделение произведения на отдельные, самостоятельные части, было применено в творчестве А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Это позволяет читателю проявить больший интерес, так как неизвестно, что же будет дальше, что случится с героем, а также позволяет целиком и полностью проникнуться состоянием героя, лучше понять его.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — один из самых известных в русской литературе, его можно перечитывать много раз, и каждый раз менять мнение о герое, отношение к нему, а также всё глубже проникать в его таинственную душу.