Почему нельзя забывать отчий дом?
Почему нельзя забывать отчий дом? Это то место, где прошло наше детство, куда мы будем всегда возвращаться, где сможем найти поддержку, любовь, заботу. Это тот мостик, что навеки соединяет сердца. К этой теме часто обращались русские и советские писатели, например В. Распутин в повести «Последний срок».
Сюжет произведения — прощание умирающей матери со своими детьми. Старуха Анна собирает своих близких, чтобы увидеться с ними перед смертью. Но радость от свидания придает ей новые силы, и она продолжает жить. Дети уезжают. А она ночью она умирает. Начинается произведение такой фразой: «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят». Заканчивается просто и лаконично: «Ночью старуха умерла». В повести немного событий, но она насыщена философскими и нравственными вопросами.
Главная героиня противопоставлена здесь своим детям. Это великая труженица, жизнь которой проста, на первый взгляд, обыкновенна. «А старуха жила нехитро: рожала, работала, ненадолго падала перед новым днем в постель...». «Всегда одно и то же: теребили с чем-нибудь ребятишки, кричала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе — вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам».
В жизни Анны было много страданий, несчастий. Она пережила войну, смерть некоторых детей, мужа. Но она никогда не жаловалась на судьбу. В душе ее жила вера в Бога, любовь к миру, добро, совест¬ливость, терпение и смирение. Судьба героини напоминает нам жизнь праведников. «И никогда никому она не завидовала, как бы удачно он ни жил и с каким бы красивым лицом не ходил... — для нее это было нисколько не лучше, чем хотеть себе в матери чужую мать или в дети чужого ребенка. Своя жизнь — своя краса». В другом месте читаем: «Справлять свою жизнь для нее было то радостью, то мучением — мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились и что из них для нее было полезней, она принимала их для себя же, для своего продолжения...»
Анна смиренно переносит все испытания, выпавшие на ее долю. Она живет в семье старшего сына Михаила, но старается не обременять его своей болезнью. Прикованная к постели, доживающая последние дни, она просит детей не ссориться, помириться друг с другом, всегда помнить о том, что они — семья. Даже на смертном одре она устремлена к живому, к тому, что останется после нее. Все мечты героини о том, чтобы между сыновьями и дочерьми царило согласие. Мать не в состоянии осудить их даже тогда, когда они явно того заслуживают. Она может только жалеть их, хотя «почему жалела, она и сама не знала, не умела понять». В свои последние дни Анна вспоминает и о своей одинокой подружке Миронихе, посылает детей ее проведать.
Героиня Распутина очень мудрый, одухотворенный человек. Перед смертью она задумывается: ради чего мы живем? «Интересно, куда денется ее жизнь?», «Знать хотя бы, зачем и для чего она жила?» С образом старухи Анны в повести неразрывно связан образ Дома как некоего духовного центра, основания личности. Дети забыли родительское гнездо, почти не приезжают. Таньчора, любимая дочка, не отозвалась даже на телеграмму о смерти матери. Приехавшие же дети, Илья, Люся, Валентина ведут себя низко, недостойно. Поступками их руководит не любовь, а обязанность, желание соблюсти формальности. Неожиданное выздоровление Анны вызывает у них не радость, а замешательство и досаду. Словно она попусту вызвала их, спутала их планы. В постигшем семью несчастье они держатся порознь, бранятся между собой, Михаил и Илья пьянствуют. «Напоминание об умирающей матери не отпускало, но сильно и не мучило их: то, что надо было сделать, они сделали — один дал известие, другой приехал, и вот водку вместе принесли — все остальное за¬висело от самой матери или от кого-то там еще, но не от них — не копать же в самом деле могилу неготовому человеку!»
Смерть героини — серьезное испытание для ее взрослых детей. Пожалуй, никто из них не выдерживает его. Старуха Анна словно обнажает внутренний мир своих детей, просвечивает его лучами своей души. Мы видим в них эгоизм, нравственную глухоту, непорядочность. Уезжают дети, даже не дождавшись смерти матери, хотя она и просит их побыть еще.
Таким образом, нельзя забывать отчий Дом, своих родителей, семью. В этом случае рушатся нравственные устои и личности, и всего общества в целом.