Почему так важно сохранять связь «отцов» и «детей»?
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» необычайно важна во все времена и эпохи. Смена поколений — процесс сложный, порождающий конфликты и непонимание между людьми различного возраста. Однако они должны научиться преодолевать эти разногласия, находить компромиссные решения. Об этой проблеме часто размышляли русские писатели, например И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».
В этом произведении мы видим столкновение «новых взглядов» и традиционной русской культуры. Главным героем романа является нигилист Евгений Базаров, представитель нового общественного типа. Свои взгляды он раскрывает во время споров с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров отрицает традиционные жизненные ценности: общепринятую мораль, искусство, религию. Павел Петрович считает дворянство основной движущей силой общественного развития страны — Евгений Васильевич же презирает аристократов и либералов, провозглашает необходимость решительных действий.
Отрицает герой и значение искусства, поэзии и музыки. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете — Базаров же восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» Чтение Пушкина он считает «ерундой», пЪтребность мечтать — «блажью». Николай Петрович играет на виолончели — Базарову же эти занятия кажутся нелепыми и смешными.
Романтической чепухой герой считает любовь. «Нет, брат, все это распущенность и пустота!.. Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду. Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Базаров презирает Павла Петровича за то, что тот «все поставил на карту женской любви». Однако эта история о княгине Р. в романе не случайна. Она является предупреждением гордому и заносчивому нигилисту. В финале он сам оказывается в положении Кирсанова.
Так же Базаров относится и к природе. По его мнению, это «не храм, а мастерская». Тургенев же, вступая в негласный спор со своим героем, создает прекрасную картину летнего вечера, вызывающую в душе Николая Петровича сложную гамму чувств и переживаний.
«Так встают на пути Базарова могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. Против «Stoff und Kraft» Бюхнера — пушкинские «Цыганы» с их предупреждающим афоризмом: «И всюду страсти роковые. И от судеб защиты нет»; против приземленного взгляда на любовь — романтические чувства Павла Петровича; против пренебрежения искусством, мечтательностью, красотой природы — раздумья и мечты Николая Петровича. Базаров смеется надо всем этим. Но «над чем посмеешься, тому и послужишь», — горькую чашу этой жизненной мудрости Базарову суждено испить до дна».
Искусство, природа, любовь, мечты — все это неотъемлемая часть бытия, по мысли Тургенева. Базаров же восстает против самой жизни, отрицая значение этих явлений. И кульминацией этого конфликта является его любовь к Одинцовой. Она раскалывает его душу на две половины. Теперь в нем живут два человека. Один из них — насмешливый нигилист, второй — человек, любящий глубоко и страстно. «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». С тринадцатой главы в романе назревает поворот: в характере героя обнажаются непримиримые противоречия. Конфликт произведения из внешнего (Базаров и Павел Петрович) переводится во внутренний (борьба в душе главного героя). Уроки любви повлекли за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова, обнаружив полную несостоятельность всех его взглядов. И внутренний конфликт оказался неразрешимым: Евгений не смог примириться с новой жизнью, с не испытанными ранее чувствами. Погибает он, получив заражение крови во время вскрытия трупа тифозного больного.
Базаров прав в том, что любые истины должны подвергаться сомнению, что жизнь требует внимательного отношения ко всему новому. Тургеневу импонирует в этом герое глубокий ум, внутренняя сила, энергия, стремление к действию. За Базаровым в романе — «правда детей». Но наследник должен обладать при этом чувством сыновнего почтения к культуре «отцов». Однако этому чувству нет места в душе героя. Принимая за абсолют истины естествознания, Евгений Васильевич впадает в нигилистическое отрицание всех вековых ценностей.
Базаров верит, что с помощью естественно-научных знаний он способен разгадать все тайны общественной жизни. Вслед за вульгарными материалистами он упрощает природу человеческого сознания. «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой», — замечает он. Скептически относится он и к старости, считая, что с возрастом человек теряет свои умственные и психические способности. Герой Тургенева бросает вызов вечным силам красоты и любви, той нравственной основе, на которой зиждется сама жизнь. И в этом слабая сторона его учения.
Исследователи отмечали, что в «споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически взращенными формами может быть умнее отдельного человека... Но это доверие к опыту прошлого предполагает проверку его жизнеспособности, его соответствия молодой, вечно обновляющейся жизни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен». Мы видим, что истина ускользает от спорящих сторон: «Кирсанову не хватает “отеческой любви" к ней, Базарову — “сыновнего почтения”».
Таким образом, очень важна связь поколений, возможность наследования традиций, культуры прошлого. Только так может сохраняться преемственность жизни, весь духовный опыт человечества.