Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня. (2) Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. (3) Не убивал, не перечеркивал — отодвигал.
— (4) Помрёт у нас мать-то, — строго предупреждал отец.
(5) Пять лет изо дня в день он приветствовал её этими словами. (6) Лиза шла во двор задавать корм поросёнку, овцам, старому казённому мерину. (7) Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. (8) Готовила обед, прибирала в доме, обходила отцовские квадраты и бегала в ближнее сельпо за хлебом. (9) Подружки её давно кончили школу: кто уехал учиться, кто уже вышел замуж, а Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. (10) И ждала завтрашнего дня.
(11) Завтрашний этот день никогда не связывался в её сознании со смертью матери. (12) Она уже с трудом помнила её здоровой, но в саму Лизу было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти, казалось, просто не хватало места.
(13) В отличие от смерти, о которой с такой нудной строгостью напоминал отец, жизнь была понятием реальным и ощутимым. (14) Она скрывалась где-то в сияющем завтра, она пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твёрдо, что жизнь эта существует, что она предназначена для неё и что миновать её невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. (15) А ждать Лиза умела.
(16) С четырнадцати лет она начала учиться этому великому женскому искусству. (17) Вырванная из школы болезнью матери; ждала сначала возвращения в класс, потом — свидания с подружками, потом — редких свободных вечеров на пятачке возле клуба, потом...
(18) Потом случилось так, что ей вдруг нечего оказалось ждать. (19) Подружки её либо ещё учились, либо уже работали и жили вдали от неё, в своих интересах, которые со временем она перестала ощущать. (20) Парни, с которыми когда-то так легко и просто можно было потолкаться и посмеяться в клубе перед сеансом, теперь стали чужими и насмешливыми. (21) Лиза начала дичиться, отмалчиваться, обходить сторонкой весёлые компании, а потом и вовсе перестала ходить в клуб. (22) Так уходило её детство, а вместе с ним и старые друзья. (23) А новых не было, потому что никто, кроме дремучих лесников, не заворачивал на керосиновые отсветы их окошек. (24) И Лизе было горько и страшно, ибо она не знала, что приходит на смену детству. (25) В смятении и тоске прошла глухая зима...
(По Б. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924—2013) — русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975).
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лиза стала дичиться людей?»
1) Она перестала ощущать интересы других людей, и все вокруг стали словно чужими.
2) У Лизы тяжело болела мать.
3) С четырнадцати лет она начала учиться этому великому женскому искусству — ждать.
4) Подружки её ещё учились или уже работали и жили вдали от неё.
Ответ: 1
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является градация.
1) Лиза шла во двор задавать корм поросёнку, овцам, старому казённому мерину.
2) Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила.
3) Лиза начала дичиться, отмалчиваться, обходить сторонкой весёлые компании, а потом и вовсе перестала ходить в клуб.
4) Так уходило её детство, а вместе с ним и старые друзья.
Ответ: 3
4. Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «доведение действия до конца».
Ответ: прибирала
5. Из предложений 18-25 выпишите слово, при склонении которого гласный выпадает.
Ответ: окошек
6. Замените разговорное слово «пятачке» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: площадке
7. Замените словосочетание «болезнью матери», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: материнской болезнью
8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: день связывался
9. Среди предложений 13-17 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 14
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Она уже с трудом помнила её здоровой, (1) но в саму Лизу было вложено столько человеческих жизней, (2) что представлению о смерти, (3) казалось, (4) просто не хватало места.
Ответ: 34
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 4
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Она скрывалась где-то в сияющем завтра, (1) она пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, (2) но Лиза знала твёрдо, (3) что жизнь эта существует, (4) что она предназначена для неё и что миновать её невозможно, (5) как невозможно не дождаться завтрашнего дня.
Ответ: 345
13. Среди предложений 18-25 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 24
14. Среди предложений 2-12 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 9
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1,15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Ф. И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Лизе было горько и страшно, ибо она не знала, что приходит на смену детству». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как вы понимаете значение слов «искусство ждать»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит великое женское искусство — ждать?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Позади на арбе сидела Аксинья, закутавшая от солнца платком всё лицо.
Из узкой, оставленной для глаз щели она смотрела на сидевшего против неё Григория равнодушно и строго. Дарья, тоже укутанная и принаряженная, свесив между рёбер арбы ноги, кормила длинной, в прожилках, грудью засыпавшего на руках ребёнка. Дуняшка подпрыгивала на грядушке, счастливыми глазами разглядывая луг и встречавшихся по дороге людей. Лицо её, весёлое, тронутое загаром и у переносицы веснушками, словно говорило:
«Мне весело и хорошо оттого, что день, подсинённый безоблачным небом, тоже весел и хорош; оттого, что на душе вот такой же синий покой и чистота. Мне радостно, и больше я ничего не хочу». Пантелей Прокофьевич, натягивая на ладонь рукав бязевой рубахи, вытирал набегавший из-под козырька пот.
Согнутая спина его, с плотно прилипшей рубахой, темнела мокрыми пятнами.
Солнце насквозь пронизывало седой каракуль туч, опускало на далёкие серебряные обдонские горы, степь, займище и хутор веер дымчатых преломлённых лучей.
День перекипал в зное. Обдёрганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков Пантелея Прокофьевича. Сам он тяжело поднимал кнут, помахивая им, словно в нерешительности: ударить по острым бычьим кострецам или нет. Быки, видно, понимая это, не прибавляли шагу, так же медленно, ощупью переставляли клешнятые ноги, мотали хвостами.
Пыльно-золотистый с оранжевым отливом слепень кружился над ними.
Луг, скошенный возле хуторских гумен, светлел бледно-зелёными пятнами; там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный с глянцевитой чернью травяной шёлк.
(М. Шолохов)
226 слов
Информация о тексте для сжатого изложения
Микротемы
1. Аксинья, Дуняша и Григорий едут в арбе, которой управляет Пантелей Прокофьевич.
2. Настроение у Дуняши радостное, весёлое. Оно созвучно летнему ясному дню.
3. Вялая лень, наполнившая природу, чувствовалась и в еле бредущих быках, и в облаках, медленно плывущих за арбой, и даже в ветерке, шевелящем шёлк травы.