ЧАСТЬ 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
ЧАСТЬ 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1) Познакомился я как-то в поезде с бывшим танкистом, настоящим великаном. (2) Он сел у окошка, отдышался, потом расстёгивает на гимнастёрке кармашек и, вижу, достаёт маленький-премаленький носовой платочек.
(3)Я не выдержал и говорю:
— (4)Полковник, что это у вас, простите, такой платочек — дамский, маленький?
(5)Он даже как будто обиделся.
—(6)Ах вот как? (7)Маленький?
(8)Сложил платочек, подержал его на своей богатырской ладони и говорит:
—(9)А ведь платочек этот не простой. (10)Если желаете, могу рассказать.
(11)В конце сорок третьего года наша часть стояла под Ленинградом.
(12)Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают.
(13)И вот в эти самые дни мы взяли шефство над одним из детских домов. (14)Ребятам кое-что подкинули: уделили им из своего пайка сахару, жиров, консервов... (15)Купили одежды, игрушек ...
(16)А под Новый год устроили мы им ёлку. (17)И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок привезли. (18)Но и они тоже, вы знаете, в долгу перед нами оставаться не хотят: одному приготовили кисет вышитый, другому преподнесли рисуночек какой-нибудь, блокнот...
(19)А ко мне подбегает маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как маков цвет и протягивает маленький беленький пакетик, перевязанный ниткой. «(20)Поздравляю, — говорит. — (21) Только вы этот пакетик, пожалуйста, развяжите тогда, когда Берлин возьмёте».
(22)Видали?! (23)На улицах шрапнельные снаряды поют, а уж она о Берлине думает. (24)Я её тогда на колено посадил, поцеловал и говорю: «(25)Хорошо, дочка, обещаю».
(26)И что вы думаете? (27)Ведь сдержал своё слово.
(28)Ворвались мы в Берлин. (29)Лезу в карман, в гимнастёрку, вытаскиваю пакетик. (30)Конечно, весь он смялся, изодрался, прокоптел, порохом пропах...
(31)Развёртываю, а там... вот этот самый, дамский, как вы его обозвали, платочек. (32)И к нему булавкой пришпилена записка:
«(33)С Новым годом, дорогой дяденька боец! (34)Когда будешь в Берлине, помаши мне платочком, пожалуйста. (35)А я, когда узнаю, что наши Берлин взяли, тоже вам ручкой помашу. (36)Этот платочек мне мама подарила, когда живая была. (37)Желаю тебе здоровья! (38) Ура!!! (39)На Берлин! (40)Лида Гаврилова».
(41)Ну вот... (42)Скрывать не буду: заплакал я. (43)С детства не плакал, жену и дочку за годы войны потерял, даже тогда слёз не было, а тут — на тебе, пожалуйста, — глаза на мокром месте!
(44)И я повернулся на восток и несколько раз помахал туда белым платочком. (45)И представилось мне, что далеко-далеко, на берегу Невы, стоит сейчас маленькая девочка Лида и тоже машет мне своей худенькой ручкой, и тоже радуется победе...
(46)Полковник расправил на колене платок, улыбнулся и сказал:
— (47)Вот я его с собою и таскаю, как талисман...
(48)Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.
(49) Да. (50)Знаю немножко... (51)Летом сорок пятого года я удочерил Лиду... (52)Дочка у меня славная...
(По Л. Пантелееву*)
*Л. Пантелеев — псевдоним Алексея Ивановича Еремеева, русского советского писателя, почти всё своё творчество посвятившего детям. Бывший беспризорный, человек, переживший Ленинградскую блокаду, он всегда рассказывал о правде жизни.
Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему танкист ещё при первой встрече назвал Лиду дочкой?»
1) Девочка вручила ему дорогую ей вещь так, как сделала бы это родная дочка.
2) Лида была маленькой и внешне очень напоминала танкисту его собственную дочь.
3) Танкисту было жалко сироту, и он употребил привычное просторечное ласковое обращение взрослого к ребёнку.
4) Танкист уже в то время думал о том, чтобы удочерить Лиду, оставшуюся сиротой.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают.
2)И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок привезли.
3)На улицах шрапнельные снаряды поют, а уж она о Берлине думает.
4)И я повернулся на восток и несколько раз помахал туда белым платочком.
Из предложений 17—18 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «доведение действия до завершения, результата».
Из предложений 29—32 выпишите слово, в котором правописание уменьшительно-ласкательного суффикса существительного определяется тем, что при склонении гласный в суффиксе выпадает.
Замените разговорное слово «таскаю» в предложении 47 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Замените словосочетание «на берегу Невы» (предложение 45), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения 13.
Среди предложений 17—21 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове) или при вводных конструкциях (вводных словах).
Он сел у окошка,(1) отдышался,(2) потом расстёгивает на гимнастёрке кармашек и,(3) вижу,(4) достаёт маленький-премаленький носовой платочек.
Я не выдержал и говорю:
— Полковник,(5) что это у вас,(6) простите,(7) такой платочек — дам-ский,(8) маленький?
Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые (или обозначающую запятую) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И представилось мне,(1) что далеко-далеко,(2) на берегу Невы,(3) стоит сейчас маленькая девочка Лида и тоже машет мне своей худенькой руч-кой,(4) и тоже радуется победе...
Среди предложений 33—40 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 42—48 найдите сложное предложение с разными видами связи (с бессоюзной и союзной сочинительной связью) между частями. Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1,15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Короленко.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 43 текста: «С детства не плакал, жену и дочку за годы войны потерял, даже тогда слёз не было, а тут — на тебе, пожалуйста, — глаза на мокром месте!»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова ДОВЕРИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое доверие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы