ВАРИАНТ 3
ЧАСТЬ 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
ЧАСТЬ 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1)Это не шторм, нет, это просто сильный ветер. (2)Шумит море.
(3)Волны одна за другой ударяются о пристань яхт-клуба в Тори.
(4)Вдали, в море, словно в тумане, видна тёмная полоска — это остров Абрука. (5)На волнах у пристани кричат чайки, пахнет водорослями, йодом, рыбой — морем...
(6)Даже не верится, что я на родине. (7)Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ватагой моих подчинённых бежал я в яхт-клуб, прыгал с камня на камень. (8)Это только название — дорога, на самом же деле это просто большие камни, глыбы гранита, наваленные как попало. (9)Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.
(10)По этой тропинке можно отсюда, из яхт-клуба, дойти прямо до улицы, где когда-то я жил с мамой, отцом, братом и сестрой. (11)Там наш старенький голубой дом.
(12)Стою у пристани. (13)Когда-то, когда мы были мальчишками, мы прыгали здесь в воду и плыли через залив, соревнуясь в скорости. (14)А вот здесь, помню, мы ныряли, тоже соревнуясь, кто дольше пробудет под водой.
(15)Где сейчас все мои тогдашние друзья?.. (16)Сколько прошло лет... (17)Сколько жизни прожито...
(18)Даже не верится, что я снова на родном острове. (19)Но это так. (20)Стоит только повернуть голову, и я увижу башни старой крепости, окружённой зелёным древним парком. (21)Там двадцать с лишним лет тому назад собрались трое совсем молодых и совсем глупых искателей приключений, чтобы отправиться в мир на поиски счастья и всего необыкновенного, что в этом мире можно найти.
(22)Жизнь нам казалась тогда простой: будь смелым, ловким, сильным — и ты победишь все трудности. (23)Это сугубо физическое понятие, но другого мы тогда не знали...
(24)Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат. (25)Люблю этих птиц за то, что они птицы моей родной стихии — моря.
(26)Изменился наш остров, изменился и город. (27)Подумать только, в нашем маленьком городишке, который можно было когда-то за полчаса пройти пешком, ходит автобус. (28)Улицы заасфальтированы...
(29)А в парке опять живут белки. (30)У них есть собственные дачи, построенные для них людьми, но белки предпочитают жить где-то высоко, где каштаны подпирают небо. (31)Во время войны они куда-то исчезли, но теперь появились снова, живут себе, прыгают, принимают дань от поклонников, за что позволяют себя фотографировать.
(32)Остров изменился, город изменился, но не изменилось море.
(ЗЗ)По-прежнему шумит оно, по-прежнему оно зелёное...
(34)Остров наш — самый красивый уголок в мире, и другого такого нет!
(По Ахто Леви*)
* Ахто Леви — псевдоним Леви Ахтовича Липпу, автора автобиографических книг «Записки Серого Волка» и «Улыбка Фортуны». Он рассказывает о нелёгком деле преодоления себя и своего запутанного и преступного жизненного пути.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лирическому герою в таких подробностях вспоминается город двадцатилетней давности?»
1)Память лирического героя, вернувшегося после более чем двадцатилетнего отсутствия в родные места, оживает под влиянием нахлынувших чувств.
2)Лирическому герою очень интересно сравнивать то, что было здесь двадцать с лишним лет назад, с тем, что он видит сейчас.
3)В долгой разлуке со своими родными местами лирический герой каждый день вспоминал о них, о связанных с ними событиях и привычках.
4)У лирического героя очень хорошая память: он прекрасно помнит те места, которые знал когда-то, когда был ещё мальчишкой.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является корневой повтор (однокоренные слова).
1)Изменился наш остров, изменился и город.
2)Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат.
3)Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ватагой моих подчинённых бежал я, прыгая с камня на камень, в яхт-клуб.
4)Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.
Из предложений 23-25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.
Из предложений 6-8 выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание двух Н (НН) определяется правилом о правописании суффиксов отымённых прилагательных.
Замените разговорное слово «тогдашние» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Замените словосочетание «глыбы гранита» (предложение 8), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения 3.
Среди предложений 5-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.
Люблю этих птиц за то,(1) что они птицы моей родной стихии — моря.
Изменился наш остров,(2) изменился и город. Подумать только,(3) в нашем маленьком городишке,(4) который можно было когда-то за полчаса пройти пешком,(5) ходит автобус.
Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-тую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Во время войны они куда-то исчезли,(1) но теперь появились снова,(2) живут себе,(3) прыгают,(4) принимают дань от поклонников,(5) за что позволяют себя фотографировать.
Среди предложений 13-21 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 22-26 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Остров наш — самый красивый уголок в мире, и другого такого нет!»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слов ЛЮБОВЬ К РОДНЫМ МЕСТАМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь к родным местам», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы