ВАРИАНТ 4
ЧАСТЬ 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
ЧАСТЬ 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1)Дорога была суха, песчана и оттого тепла. (2)Она незаметно вошла в лес. (З)Думается, так же вот входит по вечерам в свой дом женщина-хозяйка.
(4)Июльский сумеречно-тёплый лес неспешно готовился отойти ко сну. (5)Смолкали одна за одной непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки, затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы.
(б)Везде был отрадный, дремотный лес. (7)Он засыпал, врачуя своим покоем наши смятенные души, он был с нами добр, был понятен и неназойлив, от него веяло родиной и покоем, как веет покоем от твоей старой и мудрой матери...
(8)Ах, тишина, как отрадна бывает она порой, как хорошо тогда жить. (9)И тишина ещё больше оттеняла главную мелодию нашего состояния. (Ю)Мелодия же нашего состояния заключалась в том, что кругом нас и в нас самих жил отрадный, добрый, засыпающий лес, и жила июльская ночь, и была везде наша родина.
(И)Обычно большие понятия ничего не выигрывают от частого употребления слов, которые их выражают. (12)И тогда мы либо стыдимся пользоваться такими словами, либо ищем новые, ещё не затасканные досужими языками и перьями. (13)И обычно ничего не выходит из этой затеи. (14)Потому что большим понятиям нет дела до нашей словесной возни, они живут без нашего ведома, снова и снова питая смыслом и первоначальным значением слова, выражающие их. (15)Да, лопаются, наверное, только ложные святыни, требуя для себя всё новых переименований.
(16)Я думал об этом, слушая крик затаившегося коростеля. (17)И вдруг ощутил ещё невидимый Бобришный угор*. (18)Ощутил мощный ток покамест невидимой и неслышимой реки, её близость. (19)В дорожном просвете, в этом готовящемся к ночному покою лесу я увидел домик. (20)Домик с белым крыльцом, на Бобришном угоре. (21)Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо. (22)Еле заметная тропка ответвилась от неё, попетляла меж сосен и умерла на полянке, около домика. (23)Несмотря на ночные сумерки, трава на полянке белела цветочками земляники. (24)Она, эта ягода моего детства, особенно густо цвела позади домика: я стоял на одном месте, боясь переступить, чтобы не растоптать её белые звёздочки.
(25)Я вышел к высокому, почти обрывистому берегу, на котором стоял домик. (26)Далеко внизу, сквозь сосновые лапы, сквозь кусты ивы, берёзовую и рябиновую листву виднелась не очень широкая, светлая даже ночью река. (27)Левее была обширная, пересечённая извилистой старицей, окаймлённая лиственным недвижимым лесом пойма. (28)Пойма была спокойно-светла, копила в своих низинках белый тума-нец, и он сперва стушёвывал, потом тихо гасил цветочную синь и желтизну некошеного луга.
(29)Домик кротко глядел на всё это с высоты угора, а позади тихо спали тёплые ельники, рядом дремали сосняки. (30)И всё было спокойно, отрадно и радостно.
— (31)3дравствуй, земля моя родная.
(По В. Белову*)
* Василий Иванович Белов — современный русский писатель и публицист, автор более шестидесяти книг рассказов, очерков и повестей о природе и людях России.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лирический герой вдруг ощутил и “невидимый Бобришный угор”, и близость невидимой реки?»
1)Лирический герой чутко воспринимал природу и мог по едва различимым звукам ориентироваться на местности.
2)Он услышал крик коростеля, который, как он знал, живёт рядом с рекой и Бобришным угором.
3)Несмотря на темноту, лирический герой всё-таки заметил сквозь ели и сосны домик с белым крыльцом, стоящий на Бобришном угоре.
4)У лирического героя, полного чувства родины, была особая интуитивная связь с родной землёй.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.
1)И тишина ещё больше оттеняла главную мелодию нашего состояния.
2)И тогда мы либо стыдимся пользоваться такими словами, либо ищем новые, ещё не затасканные досужими языками и перьями.
3)Да, лопаются, наверное, только ложные святыни, требуя для себя всё новых переименований.
4)Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо.
Из предложений 19-22 выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.
Из предложений 18-21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени, образованных от глаголов второго спряжения.
Замените разговорное слово «досужими» в предложении 12 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.
Замените словосочетание «цветочную синь» (предложение 28), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения 17.
Среди предложений 10—14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Да,(1) лопаются,(2) наверное,(3) только ложные святыни,(4) требуя для себя всё новых переименований. Я думал об этом,(5) слушая крик затаившегося коростеля.
Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-тую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он засыпал,(1) врачуя своим покоем наши смятенные души,(2) он был с нами добр,(3) был понятен и неназойлив,(4) от него веяло родиной и покоем, (5) как веет покоем от твоей старой и мудрой матери...
Среди предложений 18-24 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл слов из предложения 14: «...большим понятиям нет дела до нашей словесной возни...»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слов ЧУВСТВО РОДИНЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое чувство родины», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы