ВАРИАНТ 6
ЧАСТЬ 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
ЧАСТЬ 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1)Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.
(2)Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина — самая счастливая. (З)Отчего? (4)Ну, во-первых, она красивая. (5)Серёжа даже в неё немножко влюблён. (6)Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. (7)При других — пожалуйста, потому что при других только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. (8)С ней ведь все поговорить хотят. (9)Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь скажет или спросит, если он с ней знаком, конечно. (Ю)Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. (11)Так мама говорит. (12)И это правда. (13)Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.
(14)Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.
(15)Она, как и мама, стихи очень любит. (16)Мама её хвалит за стихи. (17)А тётя Нина маму хвалит. (18)Мама её обрывает, говорит:
—(19)Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!
(20)0ни смеются обе. (21 Действительно, что поделать? (22)Они подруги, и не просто подруги, а товарищи по работе. (23)У них одна профессия — дикторы, только одна — радиодиктор, другая — теледиктор.
(24)Но разница между ними всё-таки есть. (25)Про эту разницу мама любит тёте Нине рассказывать.
—(26)Возраст — раз. (27)Вывеска — два. — (28)Это мама лицо вывеской называет. — (29)Три — характер. (30)А на трёх китах, как известно, держится мир.
(31)Характеры у них действительно разные. (32)Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды — взорвётся.
(ЗЗ)Да что там говорить... (34)Счастливая — несчастливая. (35)Это же не только от везения зависит, от выигрыша какого-то, это ведь не лотерея.
(Зб)Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. (37)Был бы другим, стал бы несчастливым. (38)Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.
(39)Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. (40)Серёжа задумывается. (41)А мама, что же, не добрая? (42)Ещё какая добрая!
(43)Серёжа припоминает утренний разговор. (44)Вон она какая добрая, мама. (45)Подумала, что Серёже из-за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила. (46)Для него отказалась, для Серёжки.
(47)А ей, он понял, нелегко это было.
(48)Выходит, несчастным и от доброты тоже стать можно.
(49)Серёже делается жалко маму. (50)Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза. (51)Сердце у него щемит от жалости. (52)Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. (53)Но придумать ничего не может.
(По А. Лиханову*)
* Альберт Анатольевич Лиханов — писатель, общественный деятель, автор множества рассказов, очерков и повестей о детях и для детей. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три — инсценированы.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Серёжа размышляет о том, “от чего счастье зависит”?»
1)Серёже хочется как-то помочь маме найти счастье, но он не знает как.
2)Серёжу интересует тётя Нина и вопрос о том, почему она счастливая.
3)Серёжа стремится решить для себя вопрос о том, что такое счастье.
4)Серёже нравятся счастливые люди, он и сам хочет быть счастливым и ищет секрет счастья.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1)Тётя Нина не только красивая, она обаятельная.
2)Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды — взорвётся.
3)Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.
4)Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой.
Из предложений 6-7 выпишите слова, в которых правописание приставки не зависит от звонкости/глухости следующего за ней звука (слова с неизменяемыми приставками).
Из предложений 31-32 и 43—45 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксе -ЕНН- отымённых прилагательных пишется два Н (НН)».
Замените разговорное слово «везения» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Замените словосочетание «утренний разговор» (предложение 43), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения 49.
Среди предложений 48-53 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-тую(-ые) при вводной конструкции.
Она,(1) как и мама,(2) стихи очень любит. Мама её хвалит за стихи. А тётя Нина маму хвалит. Мама её обрывает,(3) говорит:
— Кукушка хвалит петуха за то,(4) что хвалит он кукушку!
Они смеются обе. Действительно,(5) что поделать?
Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-тую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Подумала,(1) что Серёже из-за её решения хуже будет,(2) и отказалась от того,(3) что решила. Для него отказалась,(4) для Серёжки. А ей,(5) он понял,(6) нелегко это было.
Среди предложений 6-13 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 19-32 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 48 текста: «Выходит, несчастным и от доброты тоже стать можно».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова СОЧУВСТВИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сочувствие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы