Задание 1. Прочитайте фрагменты сочинений на тему «Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?».
Выявите сильные и слабые стороны речевого оформления ответа. Найдите речевые ошибки и по возможности их классифицируйте. Обсудите в группе пути исправления речевых ошибок и других недостатков выполнения задания.
Фрагмент 1
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» затрагивает и умело сочетает в себе как исторические события (восстание Емельяна Пугачёва), так и вечные вопросы долга, чести, семьи, любви и судьбы всей России.
В главного героя, Петра Гринёва, основы нравственного воспитания заложил отец. Перед отъездом Петруши он давал отцовское наставление, в котором наказывал верно служить своему командиру и родине, не угождать начальнику, помнить о чести и долге перед Отчизной. Но произведение открывает читателю и душевную составляющую главного героя, а именно, любовь и трепет к семье Мироновых. Именно эти добрые люди радушно приняли Гринёва в Белогорской крепости, окружили теплом и заботой, подарили уют среди серых невзрачных пейзажей. Чистая и верная любовь к Маше с первых дней перерастает в любовь и к её родителям, ведь вдали от дома очень важно иметь поддержку.
Сложные, но тёплые и в какой-то степени семейные отношения сложились у Петра со своим воспитателем. Именно ему он изливал свою душу, полную страданий и смятений. Конечно же, трепетнее всех к Петруше относилась его мать, пустившая слезу от горечи расставания перед отъездом единственного сына. По-своему, отцовской любовью, любил Петра его отец,
Гринёв-старший искренне желал, чтобы из юного мальчишки получился благородный, честный мужчина.
Совершенно в ином свете представлен Емельян Пугачёв, не имеющий семьи, по-своему справедливый, но дерзкий, обречённый на одиночество. Швабрин, бесчестный, дерзкий, лживый, подлый человек — полная противоположность Петру Гринёву, честному, порядочному, с добрым сердцем и чистой душой.
На мой взгляд, через контрастные характеры и отношения персонажей в «Капитанской дочке» очень ярко отражается скверная мысль о том, что родную душу можно найти и в совершенно чужом человеке, приобрести семью и стать её частичкой можно даже вдали от родного дома.
Фрагмент 2
Семья — это союз мужчины и женщины с целью воспитания детей. В христианской семье главными добродетелями являются уважение, любовь, сострадание к ближнему и послушание, без соблюдения этих качеств семья не будет крепкой. В ней не будет согласия. Будущее детей во многом зависит от их воспитания. Для того чтобы воспитать достойное потомство, многие современные родители читают работы различных семейных и детских психологов, но на мой взгляд лучшим знатоком в области семейной психологии является А. С. Пушкин — великий поэт и прозаик своего времени. Его произведения, такие как «Капитанская дочка», актуальны для духовного воспитания каждого из членов семьи.
Но каков же он, образ «пушкинской семьи»? В произведении «Капитанская дочка» показаны две семьи: Гринёвых и Мироновых.
В семье Гринёвых полный патриархат. Отец семейства Андрей Петрович Гринёв строгий, но справедливый семьянин, любящий свою жену и желающий для сына всего наилучшего (он пытается дать Петрушке достойное образование и в целях воспитания отправляет сына на военную службу). Вот настоящий идеал отца в христианской семье.
Мать Петрушки Авдотья Васильевна очень трепетно относится к своему сыну, всегда слушается мужа (падает в обморок, когда Гринёв говорил, что отправит сына на военную службу). Излишняя любовь матери послужила главным минусом в воспитании Петрушки.
В семье Гринёвых было девять детей, из этого можно сделать вывод, что «пушкинская семья» многодетная.
В семье Мироновых отец — Иван Кузьмич капитан, его жена — Василиса Егоров на капитанша. В этой семье наблюдается равноправие, каждый занят своим делом, жена — хозяйка дома: «Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовёшься.», отец — капитан крепости. У Мироновых единственная дочь — Марья Ивановна, является настоящим образцом послушания (не смеет выйти замуж без разрешения родителей). В данной семье Пушкин показал очень важную добродетель, характерную для христианской семьи, это согласие и послушание.
В произведении А. С. Пушкин показал нам плюсы и минусы воспитания двух разных семей, плюсы и минусы семейной психологии Гринёва и Мироновых. Прочитав «Капитанская дочка» мы можем определить тип семьи, которая является идеалом для А. С. Пушкина. Это семья, где послушные дети, строгий отец и чувствительная мать, именно, такая семья является христианской.
Фрагмент 3
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», затрагивающий довольно-таки много тем и вопросов времен Пугачёвщины, стал одним из классических шедевров русской литературы. Но произведение затрагивает и обыденные, привычные для нас темы. Например, тема семьи.
Петруша, росший в окружении безмерной заботы своей довольно таки мягкотелой матери, а так же одновременно строгости своего отца, человека старой армейской закалки, любящего своё чадо хоть и своеобразно, но искренне. Он мудрый, заботливый отец, но совсем не мягкотелый, что видно в определённых эпизодах этого произведения. Андрей Гринёв хотел вырастить из своего сына достойного человека, которого бы уважали таким, какой он есть, при всех достоинствах и недостатках личности. Петру с детства прививали такие качества, как честность и доблесть, несомненно, необходимые тому в будущем.
Такие явные противоречия характеров родителей: небывалая любовь со стороны матери Петра и строгость со стороны отца не могли не положительно повлиять на растущего героя.
Пушкину в полной мере удалось показать и раскрыть действительно важную тему — тему семьи, волнующую людей во все времена существования.
Задание 2. Прочитайте фрагменты сочинений на тему «Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)». Выявите сильные и слабые стороны речевого оформления ответа. Найдите речевые ошибки и по возможности их классифицируйте. Обсудите в группе пути исправления речевых ошибок и других недостатков выполнения задания.
Фрагмент 1
В своём романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказывает читателям не только историю восстания Пугачёва, но и описывает быт и обычаи разных семей. Это помогает нам понять, в каких условиях росли и воспитывались главные герои произведения: Пётр Гринёв и Марья Миронова.
В семье Гринёвых главой является Андрей Петрович — отставной капитан. В его доме важен порядок и точность, но это не мешает присутствию любви и понимания. Живут они в деревне, поэтому Пётр Гринёв так хотел попасть в Петербург, но отец отправил его в Оренбург. Это говорит о том, что для их семьи важны честь и совесть.
В семье же Мироновых главой является мать: Василиса Егоровна. В её доме не так следят за точностью, как у Гринёвых. Таким образом, для каждой семьи важны честь, достоинство, любовь и понимание, но в одной — глава отец, а в другой — мать. Семья Гринёвых проживает в деревне, а Мироновых — в крепости.
В первой семье важен порядок и строгость, а во второй члены семьи менее официальны и более раскрепощены. Но, на мой взгляд, именно жизненные идеалы, заложенные Петру и Марье их семьями ещё в детстве, способствовали тому, что два этих человека полюбили друг друга.
Фрагмент 2
Семья Гринёвых, главой которых является отставной премьер-майор А. П. Гринёв проживает в районе Сибири, откуда родом жена А. П. Гринёва — Авдотья Васильевна. В этой семье больше ценятся наличие чести и благовоспитанность, а образование остаётся на втором плане. Отец и мать старались привить сыну — Петру Гринёву умение быть честным и ответственным человеком. Их быт был среднестатистическим дворянским бытом Российской Империи.
Семья Мироновых жила у южной границы с народами татарин и башкирии в поселении-крепости Белогорской. Отец семейства — И. К. Миронов-комендант крепости имел приятный нрав, был добрым и справедливым человеком. Василиса Егоровна (его жена) — добродушная, решительная, та самая «русская женщина» о которых слава идёт по всему миру. Их быт не выделяется на фоне поселений крепости — та же большая крестьянская изба с тем же внутренним убранством, какое присуще купеческим семьям. Их семейные уклады ничем не отличены от укладов крестьянской семьи: они посещали церковь, воспитывали дочь и вели домашнее хозяйство. Их размеренную жизнь разбавляли редкие набеги башкир и татар. В их семье ценились больше всего совесть и добропорядочность, что они и дали своей дочери — Марье Ивановне. Марья Ивановна была скромной и добросердечной девушкой, она никому не желала зла и была чиста душой.
, Хоть семья Мироновых не была богатой и не имела столько душ крестьян, сколько семья Гринёвых, это не отразилось на их жизни и не повлияло на дочь дурным образом. Семья Гринёвых жила богаче семьи Мироновых и имела гораздо больше число душ крестьян, но это, в свою очередь, не отразилось дурно не укладах семьи, ни на сыне Петре — он не был сильно избалован, умел любить и думать сердцем. Различным в семейных укладах этих двух семей были только условия жизни и возможности в получении образования детьми. Всё прочее было схоже и даже ведущие ценности у этих людей совпадали.
Фрагмент 3
Семья Мироновых была простой. Они жили в тихом месте и занимались своими делами. Но после приезда Петра Гринёва их жизнь изменилась. Пётр познакомился с дочкой старого капитана, Марьей Ивановной, после чего влюбился в неё.
Гринёв рос в военной семье, поэтому он был сильным и благородным человеком. Когда Гринёв услышал из уст Швабрина оскорбление в сторону Марьи Ивановны, он не раздумывая вызвал его на поединок, в котором к сожалению проиграл. Но это не сделало Гринёва слабым, а наоборот добавило благородства. После поединка Пётр Гринёв признался в своей любви к Марье.
Но не смотря на свою любовь Пётр знал что его отец не воспримет новость о том что он хочет женится. Но Гринёв не испугался гнева своего отца и написал письмо в котором просил благословления на его брак. Отец отказался давать своё согласие. Но не смотря на отказ Пётр всё равно решит женится на Марьи Ивановне.
В своём романе А. С. Пушкин «Капитанская дочка» показал отношения в семьях. Я считаю что несмотря на различия этих семей герои романа выросли достойными, сильными и добрыми людьми. Но несмотря на важность семьи люди должны сами решать кем им быть и с кем им быть. Ведь если бы Пётр послушал отца, то он бы навсегда потерял бы свою настоящую любовь.
Задание 3. Самостоятельная работа. Познакомьтесь с фрагментом романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и заданиями к нему.
Очнувшись, я несколько времени не мог опомниться и не понимал, что со мною сделалось. Я лежал на кровати, в незнакомой горнице, и чувствовал большую слабость. Передо мною стоял Савельич со свечкою в руках. Кто-то бережно развивал перевязи, которыми грудь и плечо были у меня стянуты. Мало-помалу мысли мои прояснились. Я вспомнил свой поединок и догадался, что был ранен. В эту минуту скрыпнула дверь. «Что? каков?» — произнёс пошепту1 голос, от которого я затрепетал. «Всё в одном положении, — отвечал Савельич со вздохом, — всё без памяти вот уже пятые сутки». Я хотел оборотиться, но не мог. «Где я? кто здесь?» — сказал я с усилием. Марья Ивановна подошла к моей кровати и наклонилась ко мне. «Что? как вы себя чувствуете?» — сказала она. «Слава Богу, — отвечал я слабым голосом. — Это вы, Марья Ивановна? скажите мне...» Я не в силах был продолжать и замолчал. Савельич ахнул. Радость изобразилась на его лице. «Опомнился! опомнился! — повторял он. — Слава тебе, владыко! Ну, батюшка Пётр Андреич! напугал ты меня! легко ли? пятые сутки!..» Марья Ивановна перервала его речь. «Не говори с ним много, Савельич, — сказала она. — Он ещё слаб». Она вышла и тихонько притворила дверь. Мысли мои волновались. Итак, я был в доме коменданта, Марья Ивановна входила ко мне. Я хотел сделать Савельичу некоторые вопросы, но старик замотал головою и заткнул себе уши. Я с досадою закрыл глаза и вскоре забылся сном.
Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну, ангельский голос её меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил её руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала её... и вдруг её губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. «Милая, добрая Марья Ивановна, — сказал я ей, — будь моею женою, согласись на моё счастие». Она опомнилась. «Ради Бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку. — Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла всё моё существование.
С той поры мне час от часу становилось лучше. Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было, и, слава Богу, не умничал. Молодость и природа ускорили моё выздоровление. Всё семейство коменданта за мною ухаживало. Марья Ивановна от меня не отходила. Разумеется, при первом удобном случае я принялся за прерванное объяснение, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливее. Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что её родители, конечно, рады будут её счастию. «Но подумай хорошенько, — прибавила она, — со стороны твоих родных не будет ли препятствия?»
Я задумался. В нежности матушкиной я не сомневался, но, зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя не слишком его тронет и что он будет на неё смотреть как на блажь молодого человека. Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения. Я показал письмо Марье Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его и предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви.
Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления. Иван Кузмич, выговаривая мне за поединок, сказал мне: «Эх, Пётр Андреич! надлежало бы мне посадить тебя под арест, да ты уж и без того наказан. А Алексей Иваныч у меня таки сидит в хлебном магазине под караулом, и шпага его под замком у Василисы Егоровны. Пускай он себе надумается да раскается». Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. Я стал просить за Швабрина, и добрый комендант, с согласия своей супруги, решился его освободить. Швабрин пришёл ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.
(А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
Вопросы к фрагменту:
1. Какие черты личности Гринёва проявляются в приведённом эпизоде?
2. Какие художественные средства помогают раскрыть душевные переживания героев в приведённом эпизоде?
Ответы:
Вариант 1 ответа на задание 1
Первая черта личности Гринёва в приведённом эпизоде, на мой взгляд это то, что он любящий. В этом эпизоде прекрасно показано то, что Гринёв любит Марью Ивановну, вот пример из эпизода «Милая, добрая Марья Ивановна, — сказал я ей, — будь моею женою, согласись на моё счастие». Вторая черта личности Гринёва заключается в целеустремлённости, он поставил себе цель: «Она будет моя! Она меня любит! Эта мысль наполняла всё моё существование». Ну и третья черта личности Гринёва это то, что он не злопамятный и даже добрый, он искренно простил Швабрина за ссору и рану, полученную от Швабрина.
Вариант 2 ответа на задание 1
В приведённом эпизоде мы видим, какие черты личности проявляет Гринёв. Например, Петруша Гринёв выражает свою искреннюю любовь к Марьи Ивановне, обливая её руку «слезами умиления». Несмотря на свою мужественность и храбрость, он показывает Мироновой, как сильно её любит. Этим Гринёв показывает свои истинные чувства. Так же Петруша Гринёв проявляет жалость к Швабрину. Петруша простил Швабрина только потому, что «видел его досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви».
Вариант 3 ответа на задание 1
В приведённом эпизоде из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проявляются лучшие черты личности Гринёва. Пробыв пять суток без сознания, герой, борясь с одолевающей его слабостью, успокаивается, когда видит перед собой свою возлюбленную, пребывающую в полном здравии. Из отрывка мы можем сделать вывод, что герой не слишком сильно задумывается о своём состоянии, не жалеет себя и не требует жалости от других. С глубокой нежностью Гринёв делает предложение руки и сердца Марье Ивановне. Осознав, что его чувства взаимны, он испытывает прилив счастья. Всё это говорит об эмоциональности, нежности, любвеобильности и способности личности Гринёва восторгаться жизнью. Несмотря на то, что Швабрин чуть не убил Петра Андреевича на дуэли, герой прощает Алексея Ивановича и освобождает его от наказания. Мы видим, что Гринёв не злопамятен и может найти причины, которые двигали оскорблённым Швабриным, вместо того, чтобы продолжать злиться на клевету. Данные поступки говорят о человечности, способности прощать и добросердечности Петра Гринёва.
Вариант 4 ответа на задание 1
Гринёв не замкнутый и смелый человек, так как без страха признаётся Марье Ивановне в своих чувствах к ней. Ещё он не злопамятен, потому что сразу после выздоровления прощает Швабрина и за дуэль, и за нанесённый вред. К тому же его внутренний восторг после понимания того, что Марья Ивановна его любит: «Она меня любит!»
Вариант 5 ответа на задание 1
Гринёв стал просить за Швабрина, чтоб его отпустили, и добрый комендант, с согласия своей супруги, решился его освободить. Гринёв от природы не злопамятен, он искренно простил Швабрина за их ссору и рану, полученную от него. Гринёв слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. В клевете его он видел досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника. Гринёв смог простить Швабрина за все его поступки.
Вариант 1 ответа на задание 2
Очень хорошо показаны переживания Марьи Ивановны о здоровье Гринёва. «Не говори с ним много, Савельич, — сказала она. — Он ещё слаб». Пушкин давит на жалость Марье Ивановне. Марья Ивановна не отходила от Гринёва. А. С. Пушкин сделал всё очень грамотно и очень душевно в приведённой сцене.
Вариант 2 ответа на задание 2
В приведённой сцене художественные средства очень помогают раскрыть душевные переживания героев. Например, обратный порядок слов, используемый в речи Марьи Мироновой, отражает её душевное неспокойствие: «Но подумайте хорошенько, — прибавила она, — со стороны твоих родных не будет ли препятствия?» Можно сказать, что Мария Миронова боится быть отвергнута родителями своего возлюбленного. Например, Петруша Гринёв использует эпитеты, устаревшие слова: «ангельский голос», «слёзы умиления», «упоение восторга». Он говорит их, когда признаётся Марье Ивановне в любви. Это значит, что Гринёв использует их из-за своих душевных переживаний, так как боится быть отвергнут любимой девушкой.
Вариант 3 ответа на задание 2
Для того чтобы раскрыть душевные переживания героев, автор активно использует средства художественной выразительности. Многообразие эпитетов помогает передать восторженное состояние влюблённого Гринёва. Поцелуй ему кажется «жарким» и «свежим», голос Марьи Ивановны он сравнивает с ангельским, а всем его состоянием овладело «сладостное чувство». Мы можем также увидеть здесь метафору («огонь пробежал по мне»), которая намекает на эмоциональное состояние героя.
Оно же передаётся с помощью восклицаний («она будет моя!») во внутреннем монологе рассказчика.
Вариант 4 ответа на задание 2
С помощью эпитетов: «сладкое чувство», «жаркий и свежий поцелуй», и олицетворений: «огонь побежал», «счастье воскресило», автор показывает нам радость и восторг героя, указав этим на отношение героя к Марье Ивановне. Ещё с помощью олицетворения «любовь не тонет» автор указал на волнение и предчувствие героя, который размышляет о решении отца.
Вариант 5 ответа на задание 2
Душевные переживания героев помогают раскрыть художественные средства, как: гипербола — преувеличение чувств Гринёва и Марьи Ивановны. Олицетворения — «чувства овладевшие его». В данном отрывке присутствует и метафора — это скрытое сравнение «опасности». Марья его оберегает, говоря об опасности, имеет в виду плохое состояние.