«Путь мести... подобен лесу, на этом пути легко сбиться, заблудиться...» (X. Хандзо)
Месть — это намеренное причинение вреда с целью отплатить за нанесенную обиду, оскорбление. Однако человека, выбравшего этот путь, может подстерегать опасность. Развязка ситуации может приобрести трагедийный характер. Как заметил X. Хандзо, «Путь мести... подобен лесу, на этом пути легко сбиться, заблудиться...».
Тема эта раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Месть Онегина Ленскому становится причиной поединка, кровавой развязки. Поводом для ссоры становятся именины в доме Лариных, куда поэт пригласил своего приятеля. Евгений вновь попал в то общество, которого старался избегать. Тамбовский поэт «мосье Трике», «ротный командир», «уездный франтик Петушков», «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков», «Скотинины, чета седая», «отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взятоник и шут» — все эти люди в глазах Онегина, аристократа и светского денди, выглядели просто сбродом, он, вероятно, считал для себя оскорби-тельным свое вынужденное общение с ними. Кроме того, Татьяна при виде его едва не упала в обморок.
Как отмечали исследователи, эта «трагинервическая» сцена, вероятно, показалась ему пошлой. Именно поэтому Онегин «Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить».
Однако и поведение Ленского было неадекватным. Флирт Ольги с Онегиным, танец он расценил как хитрость и измену, ведущую героиню к гибели. Ленский осмысливает эту ситуацию в духе эстетики романтизма:
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал...»
Исходом же этих событий явилась дуэль. Соблюдая светский кодекс чести, Онегин убивает своего друга на поединке. Исследователи отмечали, что он не хотел смерти Ленского, винил «себя во многом»: Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.
О желании избежать дуэли говорит все поведение героя: вопреки правилам Онегин опаздывает на час, а в качестве секунданта он приводит своего слугу. В этой ситуации Зарецкий должен был отменить дуэль. Однако внутренние качества этого героя обусловили иное поведение. Как никто другой, умел Зарецкий «Друзей поссорить молодых И на барьер поставить их». И Онегин в этой ситуации вновь оказался в плену стереотипов:
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
Уж поздно; время улетело...
К тому ж, — он мыслит, — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...».
Размышления героя здесь сливаются с голосом самого автора:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
«Кодекс чести» имеет право на существование, по мысли Пушкина, лишь в контексте общей системы нравственных ценностей. Герой же в романе не смог выдержать «испытания дружбой». Встав на путь мести, Онегин изменил свою судьбу:
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели...
Роковая дуэль определила и судьбу Татьяны, разом закрыв для нее саму возможность быть счастливой. И впоследствии Онегин пожалел о содеянном, испытывая муки совести.
Таким образом, путь мести — это путь морального падения. И здесь уместно вспомнить библейское замечание: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию...». Человек не должен судить окружающих, но должен быть сильным и великодушным.