Рекомендации для написания основной части
Основная часть сочинения-рассуждения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части нет необходимости пересказывать текст. Не стоит излагать сведения, которые не имеют непосредственного отношения к рассматриваемой проблеме. Имейте в виду, что вам необходимо продемонстрировать умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли по данной теме.
Но главное — в основной части необходимо доказать справедливость вашего тезиса.
Этапы работы над основной частью сочинения-рассуждения:
1. Внимательно перечитайте текст и найдите в нём те слова или выражения, которые характеризуют поставленную в нём проблему, по которой следует писать сочинение-рассуждение.
2. Выясните, о чём текст, то есть своими словами сформулируйте его тему, идею (она, как правило, заключается именно в предложенном тексте). Подумайте, чем с вами хочет поделиться автор. Затем запишите свои мысли в черновик.
3. Укажите фрагменты текста, подтверждающие, по вашему мнению, эту идею. Основную мысль этих эпизодов переформулируйте по-своему, своими словами и запишите в черновик. Имейте в виду, что это должен быть не пересказ, а ваше собственное рассуждение, сделанное на основе анализа предложенного текста.
В основной части необходимо привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент как минимум одним примером из текста. Примеры в сочинении-рассуждении необходимо приводить из предложенного текста. При этом каждый из них должен соответствовать вашему аргументу. Оформлять примеры допустимо разными способами: указать цитату, номер предложения или воспользоваться клише.
Включение в текст сочинения-рассуждения примеров не должно нарушать логику повествования.
Речевые клише для комментария авторской позиции:
В подтверждение правильности этого довода этого довода давайте обратимся к тексту...
Автор полагает, что...
Его основная задача автора — убедить нас, что ...
Теперь обратимся к предложенному тексту...
Проиллюстрируем идею автора примерами из текста .
Подкрепить этот аргумент можно примером из текста .
Это можно доказать на примере из текста ...
Предложенный текст позволяет нам сделать вывод о том, что .
Автор демонстрирует своё отношение к проблеме:...
В тексте мы находим яркий пример этому:...
Я хотел бы привести пример из предложенного текста, который подтверждает сделанные мной выводы.
Решая поставленную перед ним проблему, автор пришёл к закономерному итогу: .
Я думаю, что это высказывание отражает авторскую идею о том, что ...
Эта фраза ясно и точно выражает и мою позицию по данному вопросу:...
Зададимся вопросом, какова же главная идея предложенного текста .
Этот тезис отражает мою позицию по данной проблеме ...
Как раз это позволило автору убедить читателя в верности своих доводов и суждений...
В данном тексте прослеживается авторский взгляд на происходящее...
Это позволило автору высказать идею, которую я целиком и полностью поддерживаю .
Задумаемся над тем, что думает автор по этому поводу. А он полагает следующее ...
Результат авторских размышлений таков:...
Авторская позиция по этому вопросу ясна и прозрачна .
Автор косвенным образом подтверждает свои мысли .
Автор достигает предельной смысловой ёмкости посредством использования .
Автор неоднократно возвращается к этой мысли, подытоживает сказанное им ранее .
Авторская убеждённость в правдивости его доводов и оценок вызывает симпатию.
Автор скрупулёзно исследует (анализирует, излагает) поставленную перед ним проблему...
Автор поставил (затронул, поднял, рассмотрел, выдвинул, сформулировал) свой тезис .
Автор размышляет о том, что .
Я полностью разделяю такую позицию автора и также озабочен тем, что .
Попробуем разобраться в сути происходящего ...
Проиллюстрировать эту мысль можно примерами из текста...
Я придерживаюсь данной авторской позиции ...
Автор подводит нас к неожиданному итогу: ...
В справедливости сказанного можно убедиться на примерах, которые приводит автор ...
Автор использует доказательные аргументы, которые можно взять на вооружение .
Автор открыто не высказывает свои мысли, но ненавязчиво подводит читателя к выводу: ...
Оригинальность постановки данной проблемы вызывает восхищение, потому что .
С мнением автора можно поспорить лишь в той части, где говорится о .
Автор без назидательности говорит о существующих проблемах .
Эти примеры подтверждают авторское суждение ...
Содержание текста гораздо шире, чем это может показаться на первый взгляд.
Всё это приводит к неизбежной мысли о том, что ...
Проанализировав текст, я пришёл именно к такому заключению .
Речевые клише для выражения собственного мнения:
В подтверждение своего мнения приведу выдержку из предложенного текста .
Хочу указать ключевую фразу текста: ...
Я долго размышлял над этой проблемой, она мне по-своему близка и понятна .
Текст заинтересовал и даже взволновал меня.
Для подтверждения своих мыслей хочу обратиться к данному тексту ...
Опасения автора вполне понятны, я и сам неоднократно переживал подобное .
Желая быть более доказательным, автор ссылается на весьма авторитетные мнения специалистов ...
Благодаря автору я узнал новое о ...
Я столкнулся с оригинальным мышлением, я никогда раньше я не думал об этом ...
Интересной и довольно неожиданной мне показалась именно эта фраза автора: ...
Автору удалось в очень доходчивой форме убедить меня в этом .
Жизненный опыт не позволяет мне чётко сформулировать свою позицию по этой проблеме, но я могу сказать, что .
Не имея достаточной информации по этому вопросу, я соглашусь с этим .
Боюсь, что моё мнение кому-то может показаться неубедительным, но я беру на себя смелость заявить о том, что .
Перечитывая текст, постоянно ловлю себя на мысли, что никогда раньше не думал об этом .
Эта проблема ... не может оставлять равнодушным, она волнует моих сверстников.
Проблема, которую поднимает автор, знакома мне не понаслышке.
Автор использует при этом общепринятую терминологию, говорит просто о довольно сложных вещах .