Роль эпитета
О богатстве русского языка можно говорить бесконечно долго: его словарный запас составляет около 500 тысяч слов. Однако даже величайший гений русской словесности А. С. Пушкин использовал в своих произведениях немногим более 21 тысячи слов. Тем более ценным становятся все те средства выразительности, которыми этот язык обладает. Конечно, немалую долю в обогащении нашей речи занимают эпитеты: они словно вдыхают душу в нейтральное и обычное слово, и это слово начинает жить яркой жизнью, передавая её всем тем, кто слышит, понимает и наслаждается эмоционально насыщенной речью. Некоторые эпитеты становятся настолько узнаваемыми, что запоминаются с первых звуков. Это и есенинские строки «несказанное, синее, нежное...», и пушкинские «румяной зарёю покрылся восток...», и тютчевское описание строгой русской жизни: «Эти бедные селенья, / Эта скудная природа...». В них эпитеты дают слову новую жизнь, наполненную образностью и эмоциями, много-звучием голосов и многоцветием красок». Конечно, не все эпитеты несут в себе только положительный заряд, множество из них создают отрицательные образы, но ведь и жизнь не всегда тихая и ласковая. А следовательно, и у слова могут быть диаметрально противоположные эпитеты-характеристики: «Ты всех милее, всех дороже, / Русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. А. Сурков); «Век XIX, железный, / Воистину жестокий век!» (А. А. Блок); «Я обманут моей унылой, / Переменчивой, злой судьбой» (А. А. Ахматова). (Здесь следует привести примеры из предложенного текста.)
Так значит не количество слов важно для любого языка, а то, насколько этот язык может создавать словесные образы. Эмоциональный образ, который передаёт слово, напрямую зависит от того, насколько удачно и точно подобран в речи эпитет, ведь только тогда речь заискрится, засверкает и обогатит наш диалог чувствами, эмоциями, то есть живой душой.