Сочинение: «Спор поколений»
Каждое поколение считает себя
Более умным, чем предыдущее,
И более мудрым, чем предыдущее.
Джордж Оруэлл.
Как часто в жизни мы произносим слова: «Меня не понимают...» И это непонимание чаще всего возникает между нами, детьми, и нашими родителями. Нам далеки и непонятны взгляды родителей на жизнь. Родители же не могут понять, как можно так «легкомысленно» и «бездумно» тратить свое время, например, просиживая часами в Интернете. Возникает конфликт, как часто говорят, «спор поколений».
Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей». Над ней задумывались со времен Сократа и Аристотеля, она волновала многих представителей русской и мировой литературы, ее же нельзя отметить, как злободневную в настоящее время. И эта проблема отцов и детей не столько в семейных узах, сколько в более широком понимании взаимоотношений поколений. С удвоенной силой встает она во времена бурных изменений в обществе , когда появляются люди с новыми взглядами на происходящее вокруг. Таким человеком, по праву можно считать Евгения Базарова-героя романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Это самоуверенный человек, который смело высказывается обо всем. Базаров сделал себя собственным умом и трудом. Ему противопоставляется представитель старшего поколения, дворянин Павел Кирсанов, считавший аристократию главной силой, движущей государство. Во многом не совпадают взгляды Базарова и Кирсанова: в отношении к окружающей природе, которую Базаров считает «не храмом, а мастерской», в которой человек-работник; в споре о русском народе и стране, которую «душит грубейшее суеверие». Но главная проблема, по-моему, в том, что герои не принимают друг друга такими, какие они есть.
Проблема неприятия «нового человека» поднимается и в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Главного героя, Александра Андреевича Чацкого, не понимают не только представители старшего поколения «Фамусовского» общества Москвы, но и любимая девушка, которая объявляет его «сумасшедшим» за то, что его не устраивают сложившиеся в обществе традиции Софья и Молчалин - молоды , они являются представителями «детей» в романе Тургенева. Однако, их устраивает уклад жизни по Фамусову, а значит, они готовы к подобострастию. И так же, как Фамусов встревожены тем, что на место Чацкого могут прийти и другие.
У Грибоедова и Тургенева нет победителей и побежденных, как и в конфликте поколений нет правых и виноватых. А есть лишь не желающие идти на соглашение непримиримые стороны: «отцы и дети» как разные мировоззрения.
И проблема эта является общественной, то есть касающейся всех нас. Общение поколений необходимо и неизбежно, но еще более важно и необходимо понимание. Как к нему прийти? Может быть, через большее внимание и уважение друг к другу, через терпимость к взглядам на жизнь других людей, через умение сдерживать себя в ненужном споре. Выбор за каждым из нас, но без прошлого нет будущего