Текст
(1)Русый голубоглазый сын инженера Борина, комсомолец Мишка Борин, учился в университете и в этом году перешёл на второй курс. (2)Ещё когда он оканчивал среднюю школу, его товарищи много спорили о выборе профессии.
«(З)Кем ты будешь?» — спрашивали они друг друга. (4)Почти все мечтали стать инженерами и лётчиками, а кто-то — геологом, врачом, педагогом. (5)У Мишки Борина и не спрашивали: его судьба всем казалась ясной. (6)Сын известного радиоинженера, изобретателя, конечно, должен стать радиоинженером. (7)И Мишка Борин сильно удивил не только товарищей, но и отца, неожиданно объявив, что он будет географом. (8)Так он решил уже несколько лет назад. (9)Когда он учился в школе, затаённым и самым большим желанием его было стать Героем Советского Союза. (10)Челюскинская эпопея произвела на него величайшее впечатление. (11)Нет, Мишка не был зазнайкой. (12)Его привлекали не сами по себе награды, почести, почётное звание Героя. (13)Он хотел быть достойным этого звания и принести своему Отечеству действительную пользу. (14)0днажды, вскоре после челюскинской эпопеи, он ехал за город с экскурсией и в вагоне слышал, как молодой моряк-практикант рассказывал своей девушке о том, что вскоре уйдёт в ледовое плавание. (15)Как завидовал ему Мишка!
(16)Он много думал, никому не рассказывая о своих планах. (17)А планы у него были грандиозные. (18)Прежде всего знания. (19)0ни оберегают нас от ошибок. (20)Вот, например, Витя. (21)Он изучал химию, а стал полярником, геофизиком. (22)Сколько зря потеряно времени! (23)Мишка сразу возьмёт быка за рога. (24)Сначала нужно перечитать историю всех ледовых походов и морских путешествий. (25)Мишка подналёг на немецкий язык и вскоре прочёл в подлиннике дневник Штеллера, написанный на старинном немецком языке. (26)Походы советских ледоколов он знал назубок. (27)Потом взялся за навигацию, лоции, океанографию, даже за астрономию.
(28)Он вёл записи. (29)В общей тетради имелся раздел «Как люди выходили из безвыходного положения». (ЗО)Сюда он записывал все случаи, казусы, которые угрожали действительным и выдуманным романистами путешественникам. (31)Необходимо научиться быть смелым, сообразительным, решительным.
(32)Однако и это ещё не всё: надо было стать сильным, бодрым, выносливым. (ЗЗ)Иметь ум учёного и тренированное тело морского волка. (34)Спорт, физкультура составляли немалую долю Мишкиного плана «геройской» подготовки
(36)Когда Мишка стал студентом, он отнёсся критически ко многим «детским мечтаниям». (Зб)Так, в школе его сильно занимали размышления о том, что будет, когда он станет Героем. (37)Теперь его более интересовало «само дело». (38)Однако «генеральная линия» его плана осталась, и он, как и ранее, усиленно изучал «необходимые» науки и тренировался физически: рано вставал, закалял своё тело, совершал большие пешие экскурсии, увлекался спортом, однако уже не делал таких глупостей, как в школе: не окунался в проруби и не пугал мать «полным отсутствием аппетита» — она не знала, что так он приучал себя переносить голод.
По А.Р. Беляеву
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении, выделяются кавычками».
Готовое сочинение 13.1
Кавычки – парный пунктуационный знак, который выполняет функцию выделения. Кавычки выделяют прямую речь, цитаты, чужую речь в авторском повествовании. Ещё одна функция кавычек отмечается известным лингвистом Дитмаром Эльяшевичем Розенталем. Учёный утверждает, что кавычки выделяют слова, «употребляемые в необычном, условном, ироничном значении». Это означает следующее: если автор желает подчеркнуть, что слово в его речи должно восприниматься читателями не в привычном для них значении, а имеет совершенно другой смысл, в котором присутствует нечто необычное, условное или ироничное, то он заключает это слово в кавычки, словно предлагая обратить внимание на его особенность. Для подтверждения этой мысли обратимся к тексту А. Р. Беляева и найдём в нём примеры.
Прочитаем предложение № 34: «Спорт, физкультура составляли немалую долю Мишкиного плана «геройской» подготовки». Слово «геройский» имеет значение «выдающийся своей храбростью, доблестью». Но почему эта лексическая единица взята автором в кавычки? Очевидно, писатель придаёт ей особенное значение. Миша Борин, ещё учась в школе, был вдохновлён челюскинской эпопеей, и у него возникло страстное желание стать Героем Советского Союза. Эта мечта совсем не говорила о зазнайстве мальчика, так как его не привлекали награды, почести и почётное звание Героя. Он хотел быть достойным этого звания, стремился принести пользу Родине. Очевидно, заключая слово «геройский» в кавычки, автор вкладывает в него ироническое значение, так как в студенческом возрасте Миша осознал ошибочность своих устремлений. Нужно мечтать не о «геройстве», а о самой деятельности в будущем.
Эта мысль подтверждается в предложении 36: «Когда Мишка стал студентом, он отнёсся критически ко многим «детским мечтаниям». Словосочетание «детским мечтаниям», на мой взгляд, взято в кавычки по двум причинам. Во-первых, это словосочетание относится к чужой речи – к мыслям Миши, который изменил своё понимание жизненной цели. Во-вторых, в этом выражении скрывается иронический смысл. Повзрослевший герой с лёгкой насмешкой относится к прежним своим мечтаниям.
Таким образом, мы убедились, что Д. Э. Розенталь подчёркивал особое значение кавычек в том случае, когда необходимо обратить внимание на слово или словосочетание, которое употребляется не в привычном для нас смысле, а в необычном или ироничном обращении.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 17, 18 текста: «А планы у него были грандиозные. Прежде всего знания».
Готовое сочинение 13.2
В детстве к нам приходят мечты о далёкой прекрасной будущности. Мы начинаем строить планы, думаем, как воплотить наши желания в жизнь. В этом тексте рассказывается о Мише Борине, который в школе мечтал стать Героем Советского Союза. Автор называет планы своего персонажа «грандиозными» и подчёркивает, что это не пустые и бесплодные мечтания, так как ради их осуществления Миша ставит конкретные задачи: в первую очередь необходимо приобрести знания. Найдём доказательства этому в тексте.
Из предложения 10 мы узнаём, что на Мишу Борина огромное впечатление произвела челюскинская эпопея, все челюскинцы за стойкость и мужество получили звание Героя Советского Союза, поэтому мальчик загорелся желанием получить это высокое и почётное звание. Но школьник не был тщеславным, его не манили почести и награды сами по себе. Нет, он просто стремился быть достойным звания и принести пользу Отечеству.
Целеустремлённость Миши раскрывается в предложении 24, где сообщается, что он решил «перечитать историю всех ледовых походов и морских путешествий». Но мальчик не ограничился изучением истории, он учил немецкий язык, прочитал в подлиннике дневник Штеллера, знал «походы советских ледоходов назубок», изучал навигацию, лоции, океанографию, астрономию. Кроме того, герой занимался спортом и физкультурой, чтобы стать физически сильным и выносливым.
Таким образом, Миша строил грандиозные планы и ставил перед собой конкретные задачи, чтобы добиться поставленной цели.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит для человека выбор профессии?» Дайте определение понятию ВЫБОР ПРОФЕССИИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Готовое сочинение 13.3
Выбор профессии – это решение отдать предпочтение определённой деятельности, в которой мы видим предел наших мечтаний и устремлений. Выбор профессии имеет огромное значение для каждого из нас, так как он определяет наши дальнейшие шаги по воплощению мечты в жизнь, формирует личность и влияет на судьбу. Для доказательства этой мысли обратимся к тексту А. Р. Беляева.
В тексте рассказывается о сыне инженера Мише Борине. Товарищи его спорили о выборе профессии и считали, что дальнейший путь сына известного радиоинженера предопределён его отцом. Но они ошибались, так как мальчик, вдохновлённый подвигом челюскинцев, решил стать географом. А в своих тайных мечтах он видел себя Героем Советского Союза. Мечты героя не были беспочвенными, он ставил перед собой конкретные задачи по их осуществлению. Он много читал, занимался спортом, чтобы приобрести физическую выносливость. В студенческом возрасте Миша пересмотрел свои мечты и теперь не просто желал стать Героем Советского Союза, а интересовался «самим делом». Выбор профессии играл важную роли в жизни героя, так как он определил дальнейшие его действия.
Приведу пример из романа В. Каверина «Два капитана». Саня Григорьев ещё в детстве узнал о трагической судьбе капитана Татаринова и его неудачной полярной экспедиции, закончившейся гибелью всех участников ледового похода. Эта история повлияла на выбор профессии мальчика. Он решил стать полярным лётчиком и раскрыть тайну гибели полярной экспедиции. Благодаря упорству и целеустремлённости Григорьев достиг своей цели и стал полярным лётчиком.
Таким образом, выбор профессии имеет огромной значение для человека, так как определяет его судьбу.