Текст
1)Я стою у реки. 2)Она идет полноводно, ровно 3)А где же весенний плеск?
4)Надо закрыть глаза – и через узенько-узенькую щелку, через деревья, глядеть на небо. 5)Лучше пройти за решетку сада, сесть где-нибудь потише, на солнышке, и так вот смотреть и слушать…
6)Воробьи? 7)Это они чирикают, бойко, трескуче радостно по весне.
8)Великая лужа на черном дворе вся в блеске. 9)Бурая в ней вода. 10)Чуется белый ледок под нею. 11)Кругом: у заборов, у садовой решетки, у сараев, под бревнами – голубовато снежком белеет. 12)Он уже сдал, исколот лучами солнца, сочится стеклянным блеском, день ото дня бледнеет, уходит в землю. 13)Гонит его перезвон пасхальный, звяканье сосулек. 14)Холодком покусывает с воды, но белые утки полощутся там, где поглубже; жесткие их носы вылущивают что-то сочно, вспыхивают на солнце крылья…
15)Какая радость – этот немножко страшный переход по доскам до сада! 16)В саду еще спит зима, тяжелая, большая; но снег надувается горбами, и почернел, усыпан веточками, вороньими и куриными следами. 17)Под яблоньками сероватые проталинки, лужицы голубые – в них солнце и небо плещется. 18)Яблоньки черны-черны, корявы весенней голостью. 19)Зато тополя светлеют тугим и здоровым глянцем, и почки на них полнеют, золотятся.
20)Слепит отовсюду. 21)Небо упало в лужу и уронило солнце. 22)Оно купается с облачками, с утками, брызжет в меня, на мое весеннее пальтецо, синее, с золотыми якорьками, только-только надетое, в новенькие калошки – белые огоньки на них. 23)Я жмурюсь и робко двигаюсь по доскам. 24)Нянька поталкивает в спину, несет за мною лопаточку – ковырять снег в саду, гнать зиму.
25)Вот и самая середина лужи. 26)Я иду еле-еле, чтобы идти подольше. 27)Солнце под моими ногами плющится - и вдруг… 28)Что это?! 29)Почему закачались доски?
30)Я поднимаю голову и я радостно узнаю Михайлу, который тесал лопаточку. 31)Он двигается навстречу и весь сияет. 32)Намасленная голова сияет на обе стороны, красное лицо сияет, и красная борода, как веник, и новая красная рубаха – пузырями. 33)Михайла радостно надвигается на меня, раскидывает руки… 34)Он все ближе, он меня свалит в лужу… 35)Но вот Михайла делается ниже, ниже. 36)Я вижу, что он садится, будто играет в коршуна, хватает меня и вдруг поднимает на страшную высоту, над страшной лужей!
–37)Держись! – рычит Михайла, раскачивая меня над лужей.
38)Я слышу, как кричит нянька, – черный ее платочек с красными и зелеными цветами, – но Михайла тискает меня ласково и урчит, урчит. 39)От него пахнет деревянным маслом, красной рубахой, пряниками, хлебом, овсом и чем-то еще, таким приятным, теплым... 40) Стружками даже пахнет, чурбачками.
41)Он тихо ставит меня на доску. 42)Я, как во сне, в испуге, в радости непонятной.
43)И столько плеска кругом, и блеска, и гомона! 44)Все смеется, звенит, играет…
45)Этот весенний плеск остался в моих глазах – с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. 46)Остался живым в душе, с тысячами Михайлов и Иванов, со всем мудреным, до простоты-красоты душевной, миром русского мужика, с его лукаво-веселыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до черной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. 47)Знаю, связан я с ним навсегда. 48)Ничто не в силах выплеснуть из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… 49)Вошло – и вместе со мной уйдет.
По И.С.Шмелёву
13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя пример номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Готовое сочинение 13.1
Известный лингвист Н. С. Валгина утверждает: «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Смысл этого высказывания я понимаю следующим образом: тире – особенный знак пунктуации, так как на письме он обозначает длительную паузу, за которой скрывается эмоциональность, экспрессивность выражения чувств, а также передаётся психологическая напряжённость, связанная с переживаниями героев. Чтобы подтвердить эту мысль, приведём примеры из текста.
Во-первых, обратим внимание на предложение № 4: «Надо закрыть глаза – и через узенько-узенькую щелку, через деревья, глядеть на небо». В этом сложном предложении перед сочинительным союзом «и» вместо запятой ставится тире, которое при устном высказывании удлиняет паузу, подготавливая читателя к восприятию художественной картины, акцентируя внимание на том, что произойдёт, если закрыть глаза и смотреть на мир через узенькую щёлку. Таким образом усиливается эмоциональность речи и создаётся эффект неожиданности.
Во-вторых, рассмотрим предложение № 15: «Какая радость – этот немножко страшный переход по доскам до сада!» Здесь тире разделяет два предложения в бессоюзном сложном предложении, чтобы усилить эмоциональность восприятия весенней картины рассказчиком, вспоминающим детские впечатления, и раскрыть ощущения ребёнка во минуту перехода по шатким доскам через огромную лужу.
Таким образом, проанализировав два примера, мы убедились, что тире – очень важный пунктуационный знак, способный передать различные чувства, усилить эмоциональность текста, создать ощущение психологической напряжённости.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ничто не в силах выплеснуть из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни... Вошло — и вместе со мной уйдёт».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Готовое сочинение 13.2
Смысл финала текста: «Ничто не в силах выплеснуть из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни... Вошло — и вместе со мной уйдёт» - я понимаю следующим образом: детские воспоминания играют важную роль в жизни каждого, они сохраняются в памяти навсегда, так как впечатления, полученные в раннем возрасте, отличаются крайней эмоциональностью, свежестью восприятия мира, дарят радость по прошествии многих лет и остаются с человеком до конца его дней. Подтвердим верность суждений, обратившись к примерам из текста.
Во-первых, в предложении № 12 описывается весенний снег, тающий под лучами солнца: «Он уже сдал, исколот лучами солнца, сочится стеклянным блеском, день ото дня бледнеет, уходит в землю». Зрительные впечатления ребёнка настолько яркие, что и спустя много лет воспроизводятся взрослым рассказчиком живо и свежо, позволяя ему вновь пережить радость от прихода ранней весны. Множество метафор передают ощущения героя, наблюдавшего в детстве таяние снега: «сдал», «исколот», «сочится», «бледнеет», «уходит».
Во-вторых, в предложении № 45 передаются не только зрительные, но и звуковые впечатления, запахи, волновавшие душу ребёнка: «Этот весенний плеск остался в моих глазах – с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем». Навсегда остались в душе рассказчика яркие детали. Он слышит плеск воды, лошадиное ржание, видит праздничные рубахи, ощущает запахи весеннего холодка, и эти ощущения вновь вызывают в его душе радость.
Таким образом, в финале текста И. С. Шмелёва подчёркивается мысль о том, что впечатления детства остаются с человеком навсегда, они дарят радость, когда мы обращаемся к воспоминаниям о раннем возрасте, когда каждый из нас получал радость от всего, что нас окружает, чутко, свежо воспринимал окружающий мир.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какой след в душе человека оставляют детские воспоминания?». Дайте определение понятию ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Готовое сочинение 13.3
Детские воспоминания связаны с яркими событиями и впечатлениями, полученными ребёнком в раннем возрасте. Они отличаются тем, что до глубокой старости хранятся в сознании человека и дарят сильные ощущения, возвращают в прекрасный мир детства. Поэтому можно утверждать, что детские воспоминания оставляют глубокий след в душе человека, помогают ему в трудную минуту преодолеть отчаяние. Чтобы подтвердить эту мысль, обратимся к тексту И. С. Шмелёва.
Рассказчик обращается к воспоминаниям детства. Он ярко и зрительно представляет картину ранней весны, когда бойко и трескуче радостно чирикали воробьи, отовсюду светило солнце, а на душе было радостно. Он вспоминает переход через лужу по доскам, ласку и весёлую игру простого мужика Михайлы, который поднял мальчика высоко над собой. Взрослый рассказчик осознаёт, что навсегда связан с простым народом, в его душе навечно поселилась ранняя весна с её весёлым плеском. Ему приятно вспоминать «светлую весну жизни», всё, что вошло в детстве в его сердце и уйдёт вместе с ним.
Приведу пример из повести Л. Н. Толстого «Детство». Взрослый рассказчик погружается в воспоминаниях в мир детства, чувствуя себя прежним Николенькой Иртеньевым. Он помнит доброту учителя Карла Ивановича, любовь и нежность матери. Эти яркие картины прошлого освежают его душу, дарят ему неизмеримое наслаждение, возвышают его и укрепляют духовно.
Таким образом, детские воспоминания оставляют в душе глубокий след, они не исчезнут никогда. Именно к впечатлениям детства мы обращаемся, чтобы снова почувствовать себя маленьким ребёнком, радующимся всему, что нас окружает, верящим в добро и справедливость.