Текст
(1)По утрам, просыпаясь, я отворяю окно моей комнаты и слушаю: с горы, сквозь пышную зелень сада, ко мне несётся задумчивая песня. (2)Как бы рано ни проснулся я, она уже звучит в утреннем воздухе, напоённом сладким запахом цветущих персиков и инжира.
(3)Свежий ветер веет с могучей вершины Ай-Петри, густая листва деревьев над моим окном тихо колышется, шелест её придаёт звукам песни много красоты, ласкающей душу- (4)Сама по себе мелодия не красива и однообразна — она вся построена на диссонансах; там, где ожидаешь, что она замрёт, — она возвышается до тоскливо-страстного крика, и так же неожиданно этот дикий крик переходит в нежную жалобу. (5)Поёт её дрожащий, старческий голос, поёт целые дни с утра и до вечера, и в какой бы час дня ни прислушался — всегда с горы, как ручей, льётся эта бесконечная песня.
(6)Жители деревни говорили мне, что вот уже седьмой год они слушают это задумчивое пение. (7)Я спросил их:
— Кто же это поёт? — и мне рассказали, что это сумасшедшая старуха, Уми, у которой шесть лет тому назад муж и двое детей поехали в море ловить рыбу и всё ещё не вернулись.
(8)С той поры Уми сидит на пороге своей сакли, смотрит в море и поёт, дожидаясь своих родных. (9)0днажды я пошёл посмотреть на неё. (10)По извилистой тропинке, мимо вросших в гору саклей, 1 через сады и виноградники я поднялся высоко на гору и там увидал полуразрушенную, скрытую в камнях и яркой зелени саклю старухи Уми. (И)Платан, фига и персики росли среди громадных камней, скатившихся с вершин Яйлы, журчал ручей, образуя на пути своём ряд маленьких водопадов, на крыше сакли росла трава, по стенам её вилось какое-то ползучее растение, и дверь её смотрела в море.
(12)На камне у двери сидела Уми — высокая, стройная, седая, с лицом, исчерченным мелкими морщинами и коричневым от загара. (13)Камни, нагромождённые друг на друга, сакля, полуразрушенная временем, серая вершина Ай-Петри в жарком синем небе и море, холодно блестевшее на солнце, там внизу, — всё это создавало вокруг старухи обстановку суровую и проникнутую важным спокойствием. (14)Под ногами Уми, по горе, рассыпалась деревня, и сквозь зелень садов её разноцветные крыши напоминали о рассыпанном ящике красок. (15)Снизу доносился звон лошадиных сбруй, шорох моря о берег и иногда — голоса людей, столпившихся на базаре около кофеен. (16)3десь, наверху, было тихо, только ручей журчал, да песня Уми аккомпанировала ему, бесконечная, задумчивая песня, начатая шесть лет тому назад.
(17)Уми пела и улыбалась мне. (18)Её лицо от улыбки ещё более сморщилось. (19)Глаза у неё были молодые, ясные, в них горел сосредоточенный огонь ожидания, и, окинув меня ласковым взглядом, они снова остановились на пустынной равнине моря.
(20)Я подошёл и сел рядом с ней, слушая её песню. (21)Песня была такая странная: в ней звучала уверенность и сменялась тоской, в ней слышались ноты нетерпения и усталости, она обрывалась, замирала и снова возрождалась, полная радостной надежды…
(22)Но что бы ни выражала собой эта песня — лицо старухи Уми выражало лишь одно чувство —: ожидание, в котором не было сомнения, уверенное ожидание, спокойное и радостное.
(23)Я спросил её:
— Как зовут твоего мужа?
(24)Она ответила, ясно улыбаясь:
— Абдраим… (25)Сын первый — Ахтем, и ещё Юнус… (26)Скоро приедут. (27)Они там едут. (28)Скоро увижу лодку. (29)И ты увидишь!
(30)Она так сказала это «и ты увидишь», точно была уверена, что и для меня увидеть их будет великим счастьем, великое наслаждение принесёт мне с собой лодка её мужа, когда она покажется на горизонте, где небо отделялось от моря тонкой тёмно-синей чертой и куда она указывала мне своим коричневым пальцем мумии, высохшей на солнце юга, беспощадно жарком.
(31)Потом она снова запела свою песнь ожидания и надежды. (32)Я слушал, смотрел на неё и думал: «Хорошо так надеяться! (ЗЗ)Хорошо жить с сердцем, полным ожидания великой радости в будущем!»
(34)А Уми всё пела, тихонько раскачиваясь корпусом и не отрывая глаз от пустынного моря, ослепительно блестевшего на солнце.
По М. Горькому
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В.Г. Короленко: «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя пример номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Готовое сочинение 13.1
Русский язык богат и выразителен. В высказывании В. Г. Короленко подчёркивается мысль о возможностях русского языка, в котором можно найти самые разнообразные средства, чтобы передать глубокие мысли и тонкие ощущения.
Обратимся к тексту и подтвердим эти мысли конкретными примерами. Так, описывая лицо старухи Уми и стремясь передать её внутреннее состояние, автор использует эпитеты: «уверенное ожидание, спокойное и радостное». Эпитеты помогают понять, что старая одинокая женщина живёт надеждой, в её душе нет места унынию и отчаянию, только внутреннее спокойствие и радость.
Для доказательства богатства и выразительности русского языка приведём ещё один пример. Создавая образ песни, которую Уми поёт, глядя в море, с утра до вечера, автор использует яркие изобразительно-выразительные средства, отмечая, что «всегда с горы, как ручей, льётся эта бесконечная песня». Здесь обратим внимание на метафору «льётся», содержащую скрытое сравнение песни с льющейся водой, что подчёркивает её беспрерывное звучание. Кроме того, значение метафоры усиливается сравнением «как ручей», эпитетом «бесконечная».
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания В. Г. Короленко. В русском языке можно найти точные, достоверные, яркие и образные средства для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 32, 33 текста: «Я слушал, смотрел на неё и думал: «Хорошо так надеяться! Хорошо жить с сердцем, полным ожидания великой радости в будущем».
Готовое сочинение 13.2
Надежда не должна покидать человека, без ожидания счастья и великой радости в будущем невозможно существовать. Именно так я понимаю финальные предложения текста М. Горького.
В тексте мысль о великой силе надежды доказывается на примере старухи Уми, которая шесть лет ожидает не вернувшихся с моря после рыбной ловли мужа и двух сыновей. С утра до вечера она сидит на пороге сакли, смотрит в море и поёт песню. Рассказчик, разглядывая лицо старухи, увидел в этом лице только одно – «ожидание, в котором не было сомнения, уверенное ожидание, спокойное и радостное» (предложение 22).
Кроме того, в диалоге Уми с повествователем тоже подчёркивается её уверенность в благополучном исходе событий. Когда Уми говорит, что скоро она и её собеседник увидят лодку с её близкими и дорогими людьми, в её интонации ощущается твёрдое убеждение в том, что это великое счастье непременно случится, что лодка её мужа принесёт великое наслаждение не только ей, но и её гостю (30).
Таким образом, финальные фразы подчёркивают большое значение надежды в жизни человека и убеждают в том, что хорошо жить на свете тому, кто никогда не поддаётся отчаянию и не теряет надежды в грядущее счастье.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему всегда нужно надеяться на лучшее?» Дайте определение понятию НАДЕЖДА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Готовое сочинение 13.3
Надежда – это уверенность в благополучный исход событий, ожидание чего-то счастливого и благоприятного. Нужно всегда надеяться на лучшее, так как без надежды невозможно жить.
Чтобы подтвердить эту мысль, приведём пример из текста М. Горького. В нём рассказывается о старухе Уми, которую жители деревни называют сумасшедшей. Шесть лет назад её муж и двое детей ушли в море ловить рыбу и не вернулись. С утра до вечера одинокая женщина сидит на пороге своей сакли, смотрит в море и поёт бесконечную песню. Она уверена в том, что её близкие вернутся, без надежды на их счастливое возвращение, которая поддерживает её нравственные и духовные силы, она не может жить.
Приведу пример из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой Александр Чацкий надеялся на счастливую встречу с Софьей, верил в прочность её чувства к нему, торопился, мчась в санях по снежной пустыне, чтобы увидеть возлюбленную. Но, к сожалению, его надежды развеялись, как дым. Он увидел, что Софья с её лицом «святейшей богомолки» холодна к нему. Молодой человек признался Фамусову, что «надеждами он мало избалован». Крушение его надежд произошло тогда, когда пылкий влюблённый узнал, что Софья предпочла ему низкого и подлого Молчалина. Гонимый фамусовским обществом, разочарованный, получивший «мильон терзаний», Чацкий покидает Москву, утратив надежду на любовь.
Таким образом, надежда помогает человеку преодолеть жизненные трудности. Утрачивая надежду, человек теряет смысл своего существования.