«Совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его» (Ф. Бэкон)
Мстительность — низменное свойство души. Как заметил Ф. Бэкон, «Совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его».
Эта тема развивается в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В образах Гринева и Швабрина автор представляет нам два типа характера, отношения к миру. Первый добр и великодушен. Он склонен прощать окружающих, помогать людям. Так, освободив Машу из плена, Гринев прощает Швабрина: «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом». Лишь однажды он решается на поединок с Алексеем Ивановичем, защищая честь капитанской дочки.
Совсем иным является поведение Швабрина. Этот герой мстителен и злонравен. Не простив Маше ее равнодушия, он распространяет о ней различные слухи. Затем держит ее в заточении. В финале Швабрин вновь замышляет недоброе, оклеветав Гринева перед судом. Очевидно, он видИт в Петре своего счастливого соперника и не может примириться с существующим положением дел.
Авторская позиция здесь вполне определенна: по мысли Пушкина, мстительность — черта, недостойная настоящего мужчины. Великодушие, благородство, чувство сострадания — эти черты неизменно присутствуют в характере любимых героев поэта — Гринева и Маши Мироновой.
Другой пример — роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тема мести раскрывается в истории взаимоотношений Печорина и Грушницкого. Последний является своеобразным двойником Печорина. Он в определенном смысле пародирует мироощущение Григория Александровича, выступая в роли «разочарованного». Более всего на свете Грушницкий жаждет уверить всех в собственной исключительности, в необыкновенных жизненных обстоятельствах.,Он напускает на себя таинственный, загадочный вид, постоянно драпируется «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Манеры и поведение этого персонажа рассчитанно-эффектны: «он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой...», «говорит он скоро и вычурно», у Грушницкого «страсть декламировать». Рисовка и фальшь поведения в нем граничат с пошлостью. По меткому замечанию Печорина, под старость такие люди делаются «либо мирными помещиками, дибо пьяницами — иногда тем и другим...».
Грушницкий не только воплощает собой «моду скучать», но это еще и подлый, безнравственный, мстительный и завистливый человек, склонный ко лжи, интригам, сплетням. Грушницкий пытается ухаживать за Мери Лиговской, однако она отвергает его. И вот уже он готов опозорить доброе имя девушки, распуская сплетни о ее тайных свиданиях с Печориным. Грушницкий плетет интриги против своего приятеля. Считая его счастливым соперником, он мечтает отомстить, убить его на дуэли, приготовив для противника пистолет с холостыми пулями. Однако Печорин узнает о заговоре и хладнокровно убивает юнкера на этой дуэли, вовремя перезарядив свое оружие.
Характерно, что Грушницкий испытывает некоторое смущение во время поединка, нечто вроде уколов совести. Однако он не отказывается от своих планов, даже поняв, что его заговор разоблачен. «У Грушницкого нет только характера, но... натура его не чужда была некоторых добрых сторон: он не способен был ни к действительному добру, ни к действительному злу; но торжественное, трагическое положение, в котором самолюбие его играло бы напропалую, необходимо должно было возбудить в нем мгновенный и смелый порыв страсти... Самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; то же самое самолюбие сосредоточило всю силу его души... и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек — апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера», — писал В.Г. Белинский.
Однако и Печорин в сцене дуэли ведет себя недостойно: он выбирает такое место для поединка, где один из них обречен на неминуемую гибель. Досада оскорбленного самолюбия, презрение и злоба — вот все чувства, испытываемые Григорием Александровичем во время дуэли. В душе его нет места великодушию. Играя своей судьбой, он с удовольствием играет и судьбами других людей. Так, во время дуэли Печорин готов простить Грушницкому ему подлость, если тот раскается в своем поступке. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны; были торжествовать... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?» — размышляет герой в своем дневнике.
Таким образом, жажда мести разрушающе действует на человеческую душу, этот путь обречен и неплодотворен