Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А9, В1 – В14.
(1)Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому. (2)Он был живописен во всем — в своей биографии, в манере говорить, в ребячливости, во всей своей внешности, в разносторонней бурной талантливости.
(З) Внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная — сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане. (4)Кроме того, он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика. (5)Это был веселый труженик. (6)Всю жизнь он работал (он переменил много профессий — от волжского бурлака до актера и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.
(7)Гиляровский был неистощим на мальчишеские выдумки. (8)0днажды он придумал послать письмо в Австралию к какому-то вымышленному адресату, чтобы, получив это письмо обратно, судить по множеству почтовых штемпелей, какой удивительный и заманчивый путь прошло это письмо.
(9)0дин только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (10)Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (11)Лучшей охранной грамотой было его великодушие. (12)Оно смиряло даже самые жестокие сердца.
(13)Не было, кажется, в окружающей жизни ни одного явления, которое не казалось бы ему заслуживающим пристального внимания.
(14)Он никогда не был сторонним наблюдателем.
(15)Он вмешивался в жизнь без оглядки.
(16) Он должен был испробовать все возможное, научиться делать все своими руками.
(17)Это свойство присуще только большим жизнелюбцам и, безусловно, талантливым людям.
(По К. Паустовскому)
К каждому заданию А1 – А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1– А9 обведите кружком.
А1. Как можно понять выражение автора «живописный характер»?
1) необычный, с редко встречающимися чертами
2) не совпадающий с представлениями о пожилых людях
3) основные черты – дружелюбие, доброта
4) производящий впечатление силой, темпераментом, значительностью
А2. Какая составная часть композиции портретного очерка отсутствует в данном тексте?
1) описание внешности
2) рассказ о творчестве
3) отдельные факты биографии
4) описание особенностей характера героя
А3. Найдите «данное» в 14-16 предложениях
1) не был сторонним наблюдателем
2) он
3) вмешивался в жизнь
4) должен был испробовать все возможное
А4. Почему Паустовский называет героя «веселым тружеником»?
1) Гиляровский работал с улыбкой на лице
2) В любую работу он вносил сноровку, живость ума и удали
3) У него был насмешливый взгляд
4) Он был неистощим на мальчишеские выдумки
А5. В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что Гиляровский был живописен во всем… и в ребячливости?
1) 4
2) 5
3) 8
4) 9
А6. В каких предложениях текста автор перечисляет свойства натуры героя?
1) 3
2) 4
3) 9
4) 10
А7. О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложении 9?
1) Герой был храбрым, бесстрашным
2) Никто не посмел бы тронуть его пальцем, т.к. все его боялись
3) Герой смирял жестокие сердца своим великодушием
4) Он обладал молодецкой удалью
А8. Укажите предложения, которые связаны анафорическим повтором.
1) 1-е,2-е
2) 3-е,4-е
3) 11-е,12-е
4) 14,15,16-е
А9. Определите стиль и тип речи.
1) деловой; описание
2) разговорный; описание
3) художественный; повествование
4) публицистический; рассуждение с элементами описания
Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Укажите неправильное объяснение орфограммы
1) разносторонней – суффикс–Н в прилагательном, образованном от основы на Н
2) внутреннего – суффикс –енн в прилагательном
3) вымышленному – суффикс – енн в прилагательном
4) охранной - -нн в отглагольном прилагательном с приставкой
В2. Из предложений 5-6 выпишите слова с чередованием согласных.
В3. Укажите неверное объяснение орфограммы.
1) впервые - е в корне – пер-/ -пир-
2) придумал – приставка при - имеет значение полноты действия (доведение действия до конца)
3) испробовать – на конце приставки пишется – с, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный
4) сивоусый – пишется слитно, т.к. образовано от словосочетания с подчинительной связью между словами (сивый ус)
В4. Какова роль вводной конструкции из 6-го предложения в данном тексте?
1) выразить свое отношение к герою очерка
2) познакомить с отношением других людей к герою текста
3) включить в текст дополнительную информацию о герое
4) включить в текст дополнительную информацию об авторе текста
В5. Найдите в тексте сложносочиненное предложение
1) 6
2) 13
3) 16
4) 17
В6. Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
1) 1-е
2) 3-е
3) 13-е
4) 6-е
В7. В каком случае способ связи предложений указан неверно?
1) 1-е,2-е последовательный
2) 14-16-е последовательный
3) 7-е,8-е параллельный
4) 9-е,10-е параллельный
В8. В каком случае правильно выписана грамматическая основа из 14-го предложения?
1) он не был
2) он никогда не был
3) он не был сторонним
4) он не был наблюдателем
В9. В каком предложении сказуемое составное глагольное?
1) 5
2) 6
3) 7
4) 9
В10. Из 9-го предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь примыкание.
В11. Какой частью речи является слово неистощим (7-е предложение)?
В12. В 3-м, 4-м абзацах найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер предложения.
В13. Найдите предложение с последовательным соединением придаточных. Укажите номер.
В14. Какое средство используется для связи16-го и 17-го предложений?
1) синоним
2) лексический повтор и личное местоимение
3) указательное местоимение
4) лексический повтор и союз
Ответы
А1-4;
А2-2;
А3-2;
А4-2;
А5-3;
А6-2;
А7-3;
А8-4;
А9-4.
В1-4;
В2-труженик, волжского;
В3-1;
В4-3;
В5-1;
В6-3;
В7-2;
В8-4:
В9-4;
В10- мог безнаказанно приходить;
В11-краткое прилагательное;
В12-8;
В13-8;
В14-3.