Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А9, В1 – В14.
(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (3)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые. (4)Это я понял гораздо позже. (5)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом. (6)Научил радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. (7)3амечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.
(8)Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами. (9)А если бы мы нагнулись или, даже больше, легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.
(10)Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? (11)Или обломок перламутровой ракушки - такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой.
(12)Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? (13)Из него обязательно вырастет могучее дерево. (14)Да мало ли что увидишь у себя под ногами! (15) 0бо всем этом можно писать рассказы и сказки, — такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу:
- Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Одензе?
(16)Должно быть, он все-таки колдун.
(К. Паустовский)
К каждому заданию А1 – А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1– А9 обведите кружком.
А1. Выберите заголовок, который содержит главную мысль текста.
1) Писатель Андерсен.
2) Бесценный дар.
3) Добро и зло.
4) Сказки, которые учат радоваться.
А2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: Чему учат сказки Андерсена?
1. Должно быть, он всё-таки колдун.
2. Радоваться всему интересному и хорошему.
3. Да мало ли что увидишь у себя под ногами
4. Замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.
А3. Найдите «данное» в 8-9 предложениях.
1) ходим по земле
2) мы
3) много вещей
4) желание
А4. В каких предложениях автор перечисляет свойства натуры сказочника?
1) 5, 6, 7
2) 8, 9
3) 10, 11
4) 12, 13
А5. В каких предложениях текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что сказки Андерсена интересны не только детям, но и взрослым?
1) 2, 13
2) 5,6
3) 1, 2
4) 8, 9
А6. О какой стороне натуры писателя говорит информация, заключённая в предложении 5?
1) Андерсен был странным человеком.
2) Андерсен был наблюдательным человеком.
3) Андерсен был великим оптимистом.
4) Андерсен был весёлым человеком.
А7. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и повторов.
1) 3-е
2) 4-е
3) 7-е
4) 15-е
А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 3-16?
1) восклицательные предложения, риторические вопросы, риторическое обращение
2) эпитеты, сравнения, метафоры
3) антитеза, гипербола
4) сравнительный оборот, профессиональная лексика
А9. В каком варианте ответа верно определен(-ы) тип(-ы) речи этого текста?
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4) рассуждение с элементами описания
Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Из предложений 1 – 5 выпишите слова с непроизносимым согласным в корне.
В2. Из предложений 11 – 13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
В3. Из предложений 12 - 14 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В причастии, образованном от глагола на –ИТЬ, пишется суффикс -ЕНН- »
В4. Из приведённого ниже предложения 10 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот.
Разве не интересен сухой мох,(1) рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу,(2) или цветок подорожника, (3)похожий на сиреневый солдатский султан?
В5. Среди предложений 6 - 9 найдите сложное предложение, в составе которого имеется сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
В6. Из приведённого ниже предложения 12 выпишите цифру(-ы), при помощи которой (-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
А если бы мы нагнулись или, (1)даже больше, (2)легли бы на землю и начали рассматривать ее, (3)то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.
В7. Замените словосочетание из предложения 11, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
небо над Балтикой - …
В8. Выпишите грамматическую основу из придаточной части 7-го предложения.
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
В10. Среди предложений 6 – 10 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Среди предложений 8 – 10 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
В13. Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением. Напишите номера этих предложений.
В14. В предложении 15 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.
Ответы
А1-4;
А2-4;
А3-2;
А4-1;
А5-2;
А6-3
А7-2;
А8-2;
А9-4;
В1- солнца, сердца;
В2-бесконечно;
В3- наполненная;
В4-1,2;
В5-8;
В6-3;
В7- балтийское небо;
В8-что ускользает;
В9-2;
В10-10;
В11-2;
В12-8;
В13-3,5;
В14- Обо всем этом можно писать рассказы и сказки, — такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу, откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Одензе.