Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А9, В1 – В14.
(1) Любила Русь колокольный звон. (2)Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. (3)Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис”. (4)Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. (5)Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. (6)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.(7) Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”.(8)Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. (9) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (10)Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. (11)Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
(12) Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. 13)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) – отливали мелкие звоны и била.(14) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (15)Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (16)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. (17)Отсюда и выражение “серебряный звон”.
(18) С колоколами были связаны самые различные поверья.(19) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. (20)Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (21)Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
(22) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.(23) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (24)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон.
(25) О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
(26) Трудное дело – отливка колоколов. (27)Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (28)У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.
(Е.Осетров)
К каждому заданию А1 – А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Ответы на задания А1– А9 обведите кружком.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»?
1) Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.
2) Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
3) Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских.
4) Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
А2. Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»?
1) Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”
2) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
3) В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности.
4) Колокол – это гигантский музыкальный инструмент.
А3. В каком варианте ответа содержится тема текста?
1) Литье колоколов и бил считалось почетным делом.
2) История колоколов России.
3) С колоколами были связаны самые различные поверья.
4) В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.
А4. В каком варианте ответа указана главная мысль текста?
1) Первые упоминания о литье колоколов.
2) Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.
3) Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
4) Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.
А5. В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что «колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”?
1) 23
2) 8
3) 11
4) 20
А6. В каком варианте ответов правильно расположены пункты плана в соответствии с содержанием.
1) Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
2) Первые упоминания о литье колоколов.
3) Поверья, связанные с колоколами.
4) Звучание колоколов “во дни торжеств и бед народных”.
А7. Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”?
1) Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей
2) Общим является то, что удары в колокол - это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.
3) Колокол – это гигантский музыкальный инструмент.
4) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.
А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28?
1) метафора, фразеологизм
2) сравнительный оборот, гипербола
3) анафора, олицетворение
4) эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм
А9. Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение.
Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Из предложений 26 – 28 выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова»
В2. Из предложений 23 – 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
В3. Из 4 предложения выпишите слово с орфограммой «Безударный беглый гласный в суффиксе».
В4. Из приведённого ниже предложения 23 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот.
Колокол был,(1) например,(2) для деревенских жителей своего рода часами, (3)возвещавшими о начале дня.
В5. Среди предложений 12 - 14 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
В6. Из приведённого ниже предложения 15 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
Когда отливался большой колокол, (1)то летописец заносил это событие в свою хронику, (2)не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.
В7. Замените словосочетание из предложения 23, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Деревенских жителей– …
В8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.
В10. Среди предложений 3 – 8 найдите предложение с вводным словом.
Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 12 – 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В12. Среди предложений 18 – 25 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
В13. Среди предложений 9 – 17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
В14. В предложении 3 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.
Ответы
А1-2;
А2-3;
А3-2;
А4-2;
А5-8;
А6-2;
А7-2;
А8-4;
А9 - О колокольных звонах повествовали метафорично: «Сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу».
В1-гигантский;
В2-возвещавшими;
В3-летописца;
В4-3;
В5-13;
В6-1;
В7-жители деревни;
В8-колокол – инструмент;
В9-2;
В10-4;
В11-15;
В12-24, 25;
В13-11;
В14- Новгородская летопись в 1342 году отметила, что архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис.