«В жизни не всегда все кончается так хорошо, как в сказке» (П. Несс)
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...». Эти слова «Марша авиаторов» призваны были вселять оптимизм и непоколебимую уверенность в своих силах в сердце каждого советского человека. Однако жизнь сложна и непредсказуема, она несоизмеримо шире личностного опыта какого-то героя или даже целого поколения. И в реальности не всегда все кончается так хорошо, как в сказке.
Эта тема раскрывается в романе И.А. Гончарова «Обломов». Исследователи отмечали, что главным испытанием для героя становится любовь. Он эмоционален, мечтает о семье. Идеальная любовь в понимании Обломова — это покой, поэзия, мечтательность. Идеальная женщина — это не роковая, страстная любовница, а нежная, стыдливая, кроткая жена, в сердце которой — вечное и ровное чувство. Она должна быть целомудренна, чужда расчета, интриг. Свои мечты Обломов раскрывает в разговоре со Штольцем, представляя последнему некую идиллию, беспечную жизнь двух любящих сердец на лоне природы. Однако что же мы видим в действительности?
Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже.
Ольга Ильинская не отвечает «идеалу» Обломова. Она умна, порой язвительна, саркастична, порывиста, самостоятельна. Она в состоянии принять решение и достичь намеченной цели. Есть в ее характере и определенная рассудочность, исключающая поэзию и впечатлительность. Все это вносит определенный диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает это. Любовь становится для него «претрудной школой жизни». Так, Ольга уверена в чувствах и «честных намерениях» Ильи уже в самом начале романа с ним. Когда Обломов, преодолевая свое волнение, предлагает ей руку и сердце, она остается спокойной, «потому что давно предвидела это и привыкла к мысли». И здесь Илья впервые начинает сомневаться в ее чувствах. «У него шевельнулась странная мысль. Она смотрела на него с спокойной гордостью и твердо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! И вдруг ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия! Как это понять! В сердце у него проснулась и завозилась змея сомнения...». Обломов мечтает о свадьбе, венчании в церкви. Он делится своими мечтами с Ольгой, однако она сразу же «возвращает его на землю», напоминая о необходимости оформления нужных бумаг, письма Штольцу и поисков квартиры.
Все дело в том, что в натуре этой героини чересчур много рациональности и здравого смысла, что и явилось залогом ее будущего союза со Штольцем. И в этом отношении образ Ольги Ильинской — образ новый, оригинальный для русской литературы. «Долгое рабство русских заключенниц, материнство с болезнями, но без радости, и в виде единственного утешения церковь — вот на какой почве выросли русские Елены, Лизы, Марианны; их девиз пострадать, послужить, пожертвовать собой! <...> Ольга — мессионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», — замечает И. Анненский .
Однако какова же сама эта любовь героини, которую она сравнивает с жизнью? Прежде всего, в чувстве Ольги сказывается «бессознательная потребность любить». Обломов угадал и почувствовал это своей нежной, восприимчивой душой. Именно так он обозначает чувства Ольги в своем письме.
И сами сомнения героя в возможности его счастья не являются следствием лени или низкой самооценки. Обломов умен, по-своему опытен, он чувствует ситуацию гораздо глубже, тоньше, чем Ольга. Поэтому его предчувствия не случайны. Интерес Ольги подогревается и ее самолюбием, честолюбивыми мечтами. Ее увлекает роль «путеводной звезды». «Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни — сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?... Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета, считала это уроком, назначенным свыше».
Таким образом, любовь здесь движима жаждой счастья (столь естественной для юной барышни), самоутверждения и честолюбием. Есть здесь и неосознанное желание героини обрести значительность в собственных глазах, желание серьезного отношения к ней Штольца, его похвалы и одобрения. Ольга мечтает о чудесном преображении Обломова, ни на минуту не забывая, что она, «такая робкая и молчаливая, которой до сих пор никто не слушался», будет виновницей этого чудесного превращения Ильи. «...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками», — замечает Н.К. Михайловский.
Однако «чудесного превращения» не происходит. И причина здесь не только в характере Обломова. Как замечает А.В. Дружинин, «усилия Андрея и Ольги к пробуждению его апатии остались без успеха; но из этого еще далеко не следует, чтобы другие люди при других условиях не могли подвигнуть Обломова на мысль и благое дело». Возможно, если б герой встретил живое воплощение своего женского идеала, его чувства были бы совсем иными. Здесь же Обломов живет с несвойственной ему оглядкой. Его бедность, проблемы с имением, отсутствие квартиры — все становится для него непреодолимым препятствием, потому что он начинает смотреть на жизнь глазами Ольги. Но все события эти не столь значимы в глазах самого Ильи Ильича. И это различие героев — характера, душевного склада, восприятия жизни — становится истинной причиной их расставания. Обломов чувствует, что эти отношения не дадут им счастья.
Как замечает И. Анненский, гармония любви в романе «мелькнула всего на два мгновения — в Casta diva и в сиреневой ветке», а далее скучная проза вошла в отношения героев — Обломова постоянно «посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он «кряхтя несет иго романа» . Критик отмечает, что каждый из героев живет сложной внутренней жизнью, но совершенно независимо друг от друга. Жизнь для Обломова — это не только любовь. Личностный потенциал героя гораздо шире того, что может предложить ему семейная идиллия. Ольга же, мечтая возродить Обломова, фактически погружает его в ту же «тину мелочей».
Идеал женщины сформировался у героя в далеком детстве, в милой его сердцу Обломовке. И поэтому он остается в доме Агафьи Пшеницыной, воплощающей хотя бы одну сторону этого идеала. Какова же роль этой героини в жизни Обломова? Мнение исследователей было противоречивым. Так, А.В. Дружинин назвал эту героиню «злым ангелом» Обломова. «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввернула его в зияющую пучину на миг оставленной обломовщины, но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила», — пишет критик . Думается, подобная оценка героини не совсем верна. Агафья Пшеницына не загубила Обломова, но и не дала ему всей полноты счастья. «Для одного человека она создала подобие счастья, по размерам оставшихся в нем жизненных сил; она дала Обломову возможность умереть в той тишине, ради которой он так упорно враждовал с живой жизнью» . В любви этой не было, быть может, идеальной гармонии, той поэзии, о которой герой мечтал в разговорах со Штольцем, но было бескорыстие и безграничная преданность, мечты, радость — все это в пределах маленького, тихого домика на Выборгской стороне.
Идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту» . Обломов же всегда и во всем остается верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.
Таким образом, не всегда удается нам воплотить наши мечты в реальность, жизнь оказывается суровее, непредсказуемее наших представлений о ней.