Текст для прослушивания
Всё время без остатка отдаётся музыке. Слух становится предельно обострённым и достигает феноменального — музыкант с первого прослушивания определяет звуковысотный состав сложных аккордовых образований, слышит многие обертоны. Наряду с этим совершенствуется музыкальная память: после одного-двух прослушиваний произведение запоминается наизусть и, самое главное, происходит постижение эмоционально-образного содержания музыки. Поэтому, когда украинскому театру, приехавшему на гастроли, потребовался аккомпаниатор для музыкального сопровождения пьесы И. Котляревского «Наталка-Полтавка», только шестилетний гармонист Паницкий смог выполнить эту задачу: вся музыка спектакля была выучена по слуху за один день, что вызвало немалое восхищение у артистов театра.
Продолжается накопление репертуара. Музыкант слушает, запоминает и подбирает на гармонике популярные мелодии, перенимает у местных гармонистов опыт обработки, мелодического, гармонического и ритмического варьирования в песенных, танцевальных и плясовых наигрышах.
В 1915 году в Балаково из Саратова приезжает профессиональная пианистка А. Бобылёва. Она сразу же обращает внимание на одарённого мальчика и соглашается обучать его игре на фортепиано и музыкальной грамоте. Паницкий принимается за учёбу с большим желанием. Однако в 1918 году учёба была прервана внезапным отъездом учительницы. И всё же, несмотря на непродолжительность занятий, обучение игре на фортепиано явилось первой профессиональной школой для начинающего музыканта. Он познал выразительные особенности фортепианного звука, познакомился с произведениями русских и зарубежных авторов, значительно расширил свой музыкальный кругозор.
Одной из основ плодотворного развития его таланта, безусловно, являлась та атмосфера всеобщей любви к музыке, в которой жила семья Паницких. В их доме часто собирались друзья, знакомые профессиональные музыканты, многочисленные поклонники музыки, здесь звучали мелодии русских песен и танцев, грампластинки с записями популярных и любимых в народе произведений, гармоника, гитара, скрипка, фортепиано. Именно под влиянием такой среды во многом сформировались определяющие черты творческого облика Паницкого-му-зыканта — органическая связь с народным творчеством, с музыкальной культурой самых различных слоев русского общества, национальная природа и демократическая направленность искусства.
В жизнь мальчика приходит горе — умирает мать. Шёл 1921 год. Разруха и голод, принесённые гражданской войной, заставляют Паницких в поисках работы переехать в Саратов. Это было время новых испытаний. Музыканту приходилось играть в столовых, ресторанах, на улицах, базарах, он часто оказывался безработным. Пожалуй, эти годы — самые трудные в его биографии. Однако, перенося лишения, он отчётливо осознал, что музыка очень нужна людям, строящим новый мир, тогда в нём укрепилась вера в правильность избранного пути.
(В. Галактионов)
353 слова
Микротемы
1. Всё время отдаётся музыке, поэтому слух совершенствуется, а слуховая память становится феноменальной.
2. Когда нужно было за один день выучить музыку к постановке И. Котляревского «Наталка-Полтав-ка», шестилетний музыкант смог это сделать. Огромное влияние на его музыкальное образование оказала пианистка А. Бобылёва, которая немного обучала его игре на фортепиано и музыкальной грамоте. Но главное влияние на творчество Паницкого-музы-канта оказала атмосфера семьи, близкая народной культуре и наполненная любовью к музыке.
3. Годы гражданской войны — трудные годы как для безработного художника, потерявшего мать, так и для всей страны. Но в это время он понял, что людям, строящим новую жизнь, музыка нужна. В нём укрепилась вера в правильность избранного пути.