Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. (2) Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. (3) Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. (4) Когда прошло немного времени, Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». (5) Державин приехал. (6) Он вошёл в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? (7) Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил своё намерение и возвратился в залу. (8) Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и весёлостью. (9) Державин был очень стар. (10) Он был в мундире и в плисовых сапогах. (11) Экзамен наш, по-видимому, очень его утомил. (12) Он сидел, подпёрши голову рукою, пребывая в какой-то полудрёме. (13) Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, а губы отвисли: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. (14) Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. (15) Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. (16) Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. (17) Он слушал каждое словечко с живостью необыкновенной. (18) Наконец вызвали меня. (19) Я прочёл мои «Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина. (20) Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом...
(21) Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. (22) Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. (23) Меня искали, но не нашли.
(По А. Пушкину*)
* Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — великий русский поэт, драматург и прозаик, который заложил основы русского реалистического направления, создатель современного русского литературного языка.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Дельвиг был разочарован первой встречей с Державиным?»
1) Все были взволнованы встречей с Державиным.
2) Державин был очень стар.
3) Державин, приехав на публичный экзамен в Лицей, прежде всего поинтересовался обыденными вещами.
4) Державин дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности.
Ответ: 3
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является инверсия.
1) Державина видел я только однажды в жизни, но никогда этого не забуду.
2) Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.
3) Как только мы узнали, что Державин будет к нам, мы все взволновались.
4) Лицо Державина было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли.
Ответ: 2
4. Из предложений 5-13 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом, а зависит от смыслового значения слова.
Ответ: пребывая
5. Из предложений 14-20 выпишите слово с суффиксом субъективной оценки.
Ответ: словечко
6. Замените устаревшее слово «сени» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: помещение
7. Замените словосочетание «отроческий голос», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: голос отрока
8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
Ответ: Державин был стар
9. Среди предложений 1-12 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 4
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Экзамен наш, (1) по-видимому, (2) очень его утомил. Разумеется, (3) читаны были его стихи, (4) разбирались его стихи, (5) поминутно хвалили его стихи. Он слушал каждое словечко с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня.
Ответ: 123
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 4
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Не помню, (1) как я кончил своё чтение, (2) не помню, (3) куда убежал. Державин был в восхищении; (4) он меня требовал, (5) хотел меня обнять... Меня искали, (6) но не нашли.
Ответ: 13
13. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 4
14. Среди предложений 1-15 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 13
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1,15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Н. С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Н. С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он слушал каждое словечко с живостью необыкновенной». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как вы понимаете значение слов «поцеловать кому-то руку»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему, встречаясь с прекрасным, человек испытывает упоительный восторг?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Всё время без остатка отдаётся музыке. Слух становится предельно обострённым и достигает феноменального — музыкант с первого прослушивания определяет звуковысотный состав сложных аккордовых образований, слышит многие обертоны. Наряду с этим совершенствуется музыкальная память: после одного-двух прослушиваний произведение запоминается наизусть и, самое главное, происходит постижение эмоционально-образного содержания музыки. Поэтому, когда украинскому театру, приехавшему на гастроли, потребовался аккомпаниатор для музыкального сопровождения пьесы И. Котляревского «Наталка-Полтавка», только шестилетний гармонист Паницкий смог выполнить эту задачу: вся музыка спектакля была выучена по слуху за один день, что вызвало немалое восхищение у артистов театра.
Продолжается накопление репертуара. Музыкант слушает, запоминает и подбирает на гармонике популярные мелодии, перенимает у местных гармонистов опыт обработки, мелодического, гармонического и ритмического варьирования в песенных, танцевальных и плясовых наигрышах.
В 1915 году в Балаково из Саратова приезжает профессиональная пианистка А. Бобылёва. Она сразу же обращает внимание на одарённого мальчика и соглашается обучать его игре на фортепиано и музыкальной грамоте. Паницкий принимается за учёбу с большим желанием. Однако в 1918 году учёба была прервана внезапным отъездом учительницы. И всё же, несмотря на непродолжительность занятий, обучение игре на фортепиано явилось первой профессиональной школой для начинающего музыканта. Он познал выразительные особенности фортепианного звука, познакомился с произведениями русских и зарубежных авторов, значительно расширил свой музыкальный кругозор.
Одной из основ плодотворного развития его таланта, безусловно, являлась та атмосфера всеобщей любви к музыке, в которой жила семья Паницких. В их доме часто собирались друзья, знакомые профессиональные музыканты, многочисленные поклонники музыки, здесь звучали мелодии русских песен и танцев, грампластинки с записями популярных и любимых в народе произведений, гармоника, гитара, скрипка, фортепиано. Именно под влиянием такой среды во многом сформировались определяющие черты творческого облика Паницкого-музыканта — органическая связь с народным творчеством, с музыкальной культурой самых различных слоев русского общества, национальная природа и демократическая направленность искусства.
В жизнь мальчика приходит горе — умирает мать. Шёл 1921 год. Разруха и голод, принесённые гражданской войной, заставляют Паницких в поисках работы переехать в Саратов. Это было время новых испытаний. Музыканту приходилось играть в столовых, ресторанах, на улицах, базарах, он часто оказывался безработным. Пожалуй, эти годы — самые трудные в его биографии. Однако, перенося лишения, он отчётливо осознал, что музыка очень нужна людям, строящим новый мир, тогда в нём укрепилась вера в правильность избранного пути.
(В. Галактионов)
353 слова
Информация о тексте для сжатого изложения
Микротемы
1. Всё время отдаётся музыке, поэтому слух совершенствуется, а слуховая память становится феноменальной.
2. Когда нужно было за один день выучить музыку к постановке И. Котляревского «Наталка-Полтавка», шестилетний музыкант смог это сделать. Огромное влияние на его музыкальное образование оказала пианистка А. Бобылёва, которая немного обучала его игре на фортепиано и музыкальной грамоте. Но главное влияние на творчество Паницкого-музыканта оказала атмосфера семьи, близкая народной культуре и наполненная любовью к музыке.
3. Годы гражданской войны — трудные годы как для безработного художника, потерявшего мать, так и для всей страны. Но в это время он понял, что людям, строящим новую жизнь, музыка нужна. В нём укрепилась вера в правильность избранного пути.