Зачем нужен абзац?
«Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей», — писал известный лингвист Л. В. Щерба.
Наслаждаясь художественным текстом, читатель не всегда задумывается о том, как, почему и по какому принципу этот текст подразделяется на абзацы. А ведь каждая часть текста, которую ещё в школе писали «с красной строки», отличается введением в текст новой микротемы.
Содержание художественного произведения отражено в развитии сюжетной линии, однако кроме динамики событий автор вводит в текст некие детали, отражающие или дополняющие психологический портрет героя, картины природы, параллельные замечания автора или философские экскурсы в историю жизни. Для этих конкретизирующих целей и необходимо членение литературно-художественного произведения на отдельные микротемы. (Здесь следует привести примеры из предложенного текста.)
Конечно, текст не разделяется на части формально: каждая микротема словно вытекает из предыдущей. И этот последовательный переход вносит конкретику в создаваемые автором образы, как будто художник каждым мазком кисти «уточняет» портрет, совершенствует его. И портрет под рукой мастера оживает, поражая нас правдивостью реального мира. Так и абзацное деление текста в каждой книге даёт читателю возможность увидеть, уловить те детали нашего мира и человеческих судеб, которые могут остаться незамеченными, мимо которых человек часто пробегает, думая и надеясь, что именно там, впереди, и есть самое главное и важное.
Невозможно даже представить себе текст без абзацного членения, без формально обозначенных пауз и тематических звеньев в общей цепи сюжета. И это не только потому, что текст, разделённый на микротемы-абзацы, легче читается и воспринимается, но и потому, что в каждом тексте есть особый замысел автора, который один и решает, что следует выделить в тексте, а что пройдёт фоном для развития действия или характеров его персонажей.